Журнал "Русская история". №3 2014 г. - page 6

Ю. Р. Савельев, 
доктор искусствоведения, 
член-корреспондент Российской академии художеств 
МОНУМЕНты 
БЛАГОУСтРОИтЕЛяМ 
НОВОРОССИИ
чайшей художественной культуре тех лет. Приме-
чательно, что образ Г. А. Потёмкина занимал вто-
рое по значимости место почти во всех монумен-
тах, где главенствовала фигура Императрицы.
Традиция увековечить деяния эпохи в образе
повелительницы России была положена ещё са-
мим Григорием Александровичем в период под-
готовки знаменитого путешествия Императрицы
на юг страны. К приезду Екатерины II в Берлине
была заказана её бронзовая статуя, авторами кото-
рой стали «скульптор Мейер, литейщик Наукиш и
чеканщик Мельцер», о чём гласила латинская над-
пись, выбитая на бронзовом монументе. По мыс-
ли создателей, он был призван увековечить роль
Императрицы в создании Екатеринослава (Ново-
российска, Днепропетровска), который по плану
Потёмкина становился русским культурным цен-
тром на юге страны. Там предполагалось основать
университет, академию художеств, консерваторию,
а запроектированный храм мог сравниться по сво-
им размерам разве что с собором Св. Петра в Риме.
Статуя была готова в 1788 году, но попала в Рос-
сию гораздо позже. Она была установлена в самом
центре города в 1846 году по просьбе екатерино-
славскогодворянства,очёмсвидетельствоваланад-
пись: «Императрице Екатерине II от благодарного
дворянства Екатеринославской губернии в 1846 го-
ду». До наших дней этот великолепный памятник,
представлявший весьма показательный пример
позднего немецкого рококо, не сохранился.
ВозводившиесявовторойполовинеXIXвекамо-
нументы Екатерине II, при всём их художествен-
номразнообразии,втойилиинойстепениопи-
рались на талантливый образец – монумент
Императрице в Санкт-Петербурге. Автором
идеи художником Михаилом Осиповичем
Столетние юбилеи побед Г. А. Потёмки-
на и его созидательной государственной
деятельности на юге России, широко
отмечавшиеся во второй половине
XIX века, нашли выразительное от-
ражение в монументальной пластике
той эпохи. Для увековечивания этих
событий служили скульптурные
конкурсы и создававшиеся после
их проведения величественные мо-
нументы Императрице Екатерине
Великой и её сподвижникам в глав-
ных городах Новороссии и южных
губерниях страны. Памятники в
Екатеринославе (Днепропетров-
ске), Симферополе, Ростове-
на-Дону, Одессе, Екатерино-
даре (Краснодаре) и других
городах возводились по мо-
делям выдающихся ваяте-
лей, художников и зодчих,
свидетельствуя о высо-
Образ номера
Памятник Екатерине II 
в Санкт-Петербурге.
Фото
А. Флорштейна. 2014 г.
Фрагмент
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,...116
Powered by FlippingBook