Корр.: Шаман сарматов в
женской одежде наводит на не-
которые размышления. Особенно
если вспомнить, что в сарматских
женских захоронениях представ-
лено немало оружия, да и легенды
об амазонках, говорят, пошли от
сарматских женщин-воительниц.
Можно ли говорить об археоло-
гических находках или исследо-
вательских результатах мирового
значения, сделанных в России в
последние десятилетия? Случа-
лись ли открытия, заставлявшие
пересмотреть сложившиеся исто-
рические представления?
Николай Макаров:
Честно
говоря, я не люблю привычную
формулу – «археологическая на-
ходка заставила пересмотреть
исторические воззрения». Ну
чего стоит наука, которая разви-
вается несколько столетий, если
её принципиальные концепции
можно перевернуть одной наход-
кой?
Археология не переворачи-
вает историю. Она накапливает,
аккумулирует данные – предмет
за предметом, комплекс за ком-
плексом, что и даёт в целом более
глубокое и точное видение боль-
ших исторических явлений.
Вот, к примеру, наши раскоп-
ки в Новом Иерусалиме, которые
ведёт Леонид Андреевич Беляев.
Они показывают никоновские
реформы и культуру барокко в
России с неизвестной стороны.
Мы видим разнообразие и мас-
штабы инноваций, проводником
которых был Патриарх Никон.
Мыможемполнее понять егофи-
лософию. И практику – кипучую
строительную активность, работу
новых мастерских, которая была
известна лишь по письменным
документам.
Или те же находки в Приура-
лье, о которых только что говори-
лось. Они позволили иначе пред-
ставить масштабы связей между
Степью и Ахеменидской дер-
жавой. Это древнее персидское
государство, существовавшее в
VI–IV веках до нашей эры на тер-
ритории Азии и занимавшее про-
странство от Ливии до Индии.
Корр.: Империя, которой пра-
вил Дарий, совершивший поход на
скифов, Ксеркс, известный битвой
с тремястами спартанцами у Фер-
мопил, империя, которую в конеч-
ном итоге сокрушил Александр
Македонский?
Николай Макаров:
Да-да, та
самая. После накопления и си-
стематизации новых находок из
курганов мы знаем, что к сарма-
там поступали многочисленные
импорты ахеменидского проис-
хождения, контакты были устой-
чивыми и оказали заметное влия-
ние на сарматскую культуру. Это
наблюдения Леонида Теодорови-
ча Яблонского.
Конечно, в археологии есть
находки, которые имеют особое
значение, выделяются особым
качеством и становятся нашими
«вечными спутниками». Напри-
мер, Новгородская псалтирь, на-
вощённые деревянные дощечки с
текстами псалмов начала XI сто-
летия, найденные в уже далёком
2000 году. Это знаковая находка,
которая стала новым символом
новгородской Руси, новгород-
ского культурного мира. Но нель-
зя сказать, что её обнаружение
перевернуло картину новгород-
ской истории. Скорее, помогло
расставить точки.
Корр.: Говорят, что мечта лю-
бого археолога – дойти до мате-
рика, исследовав все культурные
слои, вплоть до самых древних.
Древность завораживает самим
«колодцем времени» в десятки и
сотни веков, что отделяют нас от
тех эпох. Недаром общественность
и прессу так живо интересуют
находки палеоантропов, древ-
нейших человеческих предков, но
сравнительно мало внимания уде-
ляется принципиально важным для
нашей нынешней цивилизации пер-
вым земледельческим обществам.
А как для археологов? Для них зна-
чимость палеолитических находок
превосходит, например, неолити-
ческие? А последние более ценны,
чем античные или средневековые?
Что вообще ценнее для души ар-
хеолога?
НиколайМакаров:
Такой хро-
нологической иерархии нет, да и
быть не может, потому что каждая
эпоха для науки важна и интерес-
на по-своему.
Что же до души археолога…
Интересно то, что наименее изу-
чено. Исследование прошлого
развивается не линейно, иногда
мы успешно продвигаемся впе-
рёд в изучении отдельных куль-
тур, хронологических периодов.
Получено достаточно инфор-
мации, дальнейшее накопление
артефактов добавляет мало ново-
го в уже известную нам картину
культуры. И тогда, возможно,
стоит переключить усилия на из-
учение других периодов, которые
менее известны.
Сейчас, например, ощуща-
ется необходимость оживить
изучение памятников неолита,
нового каменного века, который
Бляшка со сценой
терзания сайгака
пантерой из Филипповки
Русская история
4
2013
13
Большой курган могильника
Филипповка, IV в. до н.э. Украшения
из бисера на рукавах рубахи