Журнал "Русская история". №3 (26). Твердыни духа - page 99

2013 3 ?onneay enoi?ey
97
Особое место в творчестве
живописца занимают образы
православных святынь — «Утро
Серафимо-Дивеевской лавры»,
«Вдали от мира сего», «Ой ты,
Русь, моя родина кроткая…».
Религиозно-философским раз-
мышлениям художника подоб-
ны его пейзажи, включающие
отчасти реальные, отчасти
мистические детали: «Кто яко
Бог», «Молитвенники земли
Русской», «Небо Святой Руси»,
«Высокогорский».
В работах Афонина можно
выделить несколько основных
циклов, посвящённых Волге,
Русскому Северу, средней по-
лосе России и Сибири. Но бо-
лее всего притягивал художни-
ка Валаам. Скалистые берега,
покрытые хвойными лесами,
Спасо-Преображенский мона-
стырь, скиты — в них словно
оживают древние предания,
продолжая связь времён. «Этот
девственный лес, эти камни и
трава, этот бурелом — всё заво-
раживает божественной гармо-
нией. В такие минуты я самый
счастливый человек!» — гово-
рит Александр Афонин. Худож-
ник воспевает небо Валаама и
утро, которое он здесь встреча-
ет, валаамский простор, дали
и окрестности. Рождаются
полотна «Гора Елион. Остров
Валаам», «Остров Дивный» и
самое главное — «Валаамский
монастырь».
На картинах Афонина свя-
тые обители неотделимы от
лика северных земель. «Псково-
Печерский монастырь» — напо-
минание о многих испытаниях,
которые обители пришлось
пережить. Полотно «Женский
Горицкий монастырь» пере-
даёт спокойное величие свя-
той земли, безоглядную даль,
открывающуюся с холма, цве-
товое богатство зелени, про-
низанной теплым золотистым
светом ранней осени. При най-
денных тональных и цветовых
контрастах достигнуто цельное
звучание пространства неба и
земли — воплощение единства
Божьего мира, исполнения за-
ветов Божьих на земле.
Iaeoaee Nayoie ?one
В Курской Коренной пустыни
1...,89,90,91,92,93,94,95,96,97,98 100,101,102,103,104,105,106,107,108,109,...115
Powered by FlippingBook