91
В 1965 году Богородицкий дворец
впервые увидел историк и знаток русской
архитектуры, реставратор Леонард Вла-
диславович Тыдман. Ему принадлежит
главная заслуга в возрождении этого памят-
ника русского классицизма. Уже через год
были восстановлены перекрытия и кровля
и закрыты оконные проёмы. Двумя годами
позже начались работы по знаменитому
болотовскому парку, которые по приглаше-
нию Тыдмана возглавил известный ланд-
шафтный архитекторМ. П. Коржев.
Но слишком уж хорошо всё начина-
лось. Когда над прудом поднялся восста-
новленныйобъёмдворца, а занимвосстала
надвратная колокольня, некоторые работ-
ники исполкома решили, что главное уже
сделано и дальше можно обойтись своими
силами. Тыдман давно раздражал местных
строителей бесконечными нареканиями к
качеству работы. Не меньшее раздражение
вызывал Коржев, продолжавший искать в
земле остатки фундаментов болотовских
«парковых затей», беседок и плотины. Бу-
дут они стоять на десять метров левее или
правее – разве в этом дело?
В 1975 году назревавший конфликт
вырвался наружу. Последней каплей стала
закрашенная по распоряжению прораба
настенная живопись XVIII века, выполнен-
ная талантливым художником Некрасовым
в усадебной Казанской церкви. После де-
сяти лет работы Тыдман и Коржев вынуж-
дены были покинуть Богородицк. Работы
продолжались без научного руководства и
авторского надзора и вскоре зашли в тупик.
Только спустя четыре года власти города
обратились в институт «Спецпроектрестав-
рация». К счастью, приближался юбилей
Болотова, и благодаря этому удалось до-
биться в Министерстве культуры дополни-
тельных средств и создания реставрацион-
ногоучастка. ЗакороткоевремявКостроме
изготовили и установили новые оконные и
дверные блоки, заказали в Ленинграде про-
ект экспозиции, привели в порядокфасады
и кровлюКазанской церкви.
Местные власти не представляли, как
использовать дворец. Предлагалось и раз-
мещение краеведческого музея, что, как
показала практика, «убивает» любой инте-
рьер. Поэтому Л. В. Тыдман договорился
с директором Тульского художественного
музея С. Ф. Нечаевой об открытии в Бого-
родицкефилиала, посвящённого искусству
дворцового интерьера XVIII века.
Дворец-музей мог бы стать украше-
нием любого областного города. Бережно
сохранённая старовская анфиладная систе-
ма, строгая отделка интерьеров, не пере-
насыщенная, со вкусом выполненная экс-
позиция предметов дворцового убранства
конца XVIII столетия поражают даже ис-
кушённого зрителя. Странно, что комплекс
имеет статус муниципального. Сам дворец
является памятником федерального значе-
ния, да и музейная часть поддерживается
на соответствующем уровне. Получение
федерального статуса, несомненно, при-
дало бы мощный импульс развитию этого
замечательного центра русской культуры.
Aiai?iaeoe
Iaiyoiee
A.O. Aieioiao