изнь в усадьбе
?
85
скопом: определяются структура ткани, тех-
нология ткачества и заправки станка, тип
шёлка и старинной крутки, способ окраши-
вания. Используются только натуральные
материалы: шёлк-сырец, лён и хлопок. Кра-
шениепроисходитпо стариннымрецептам,
в том числе природными красителями: кор-
неммарены(растение, используемоедляпо-
лучениятёмно-краснойкраски. —
Прим. ред
.),
кошенилем (вид насекомых, используемых
для получения красной краски — кармина. —
Прим. ред
.), ромашкой, зверобоем, шишками
ольхи, корой дуба.
Художник на специальной «канвовой»
бумаге воспроизводит рисунок, причём ко-
личество листов может доходить до сорока.
Создавая узор, надо представлять, как будет
двигаться ткань в станке, который называ-
ется жаккардовым — по имени придумавше-
го его француза Жаккарда. Потом по этим
рисункам на «секальной машине» делаются
прямоугольные шаблоны, направляющие
движение нитей в станке. Сейчас для ша-
блонов применяется плотный электролити-
ческий картон, что можно считать допусти-
мым отличием от старинной технологии.
Один ряд нити «управляется» одним шабло-
ном, и 20 000 таких шаблонов, собранных в
цепь, воспроизводят чуть меньше метра ри-
сунка. При этом мастер видит ткань с изна-
ночной стороны— лицевая отражается в на-
ходящемся внутри станка зеркале. В преж-
ние времена на ткацких станках работали
только мужчины, производство считалось
тяжёлым. Теперь сюда вместе с электриче-
скими моторами проникла эмансипация, и
это можно считать ещё одним небольшим
отступлениемот старинной технологии.
Кстати, самым старым образцом был
материал XVII века, который вполне мог
помнить ещё царя Алексея Михайлови-
ча Романова. А небольшой оригинальный
фрагмент бархата интерьера император-
ского Большого театра лишь случайно со-
хранился под сделанной позднее обивкой.
Одним из последних шедевров ма-
стерской стала ткань для трапезной в фи-
лиале Государственного исторического му-
зея «Палаты бояр Романовых», выполнен-
ная к 400-летию российского император-
ского дома. Рисунок парчи повторяет изо-
бражение фамильного герба с грифоном
и монограмму первого царя из династии
Романовых — Михаила Фёдоровича, кото-
рый, по преданию, родился в легендарном
доме на Варварке. В мае этого года филиал
будет торжественно открыт после рестав-
рации, и посетители, увидев обитые воссо-
зданной парчой стены, смогут оценить ма-
стерство хозяек «шёлкового двора».
История словно бы свершила круг, и
теперь в Новоспасском монастыре, где на-
ходится одна из фамильных усыпальниц
династии Романовых, воссоздаётся убран-
ство царских покоев.
Публикацию подготовили
к. и. н. Л. А. Антонова и С. А. Фомин
Oicyeee «o?eeiaiai aai?a»
Ieou iinea iie?anee
Oeaiu
n aa?aii ?iiaiiauo
1...,77,78,79,80,81,82,83,84,85,86 88,89,90,91,92,93,94,95,96,97,...116