84
У истоков возрождения старинного
производства стояла творческая группа во
главе с З. В. Милявской, в которой были
художники по народному художественно-
му творчеству А. А. Фейгина и С. Х. Пунга.
В мастерскую пригласили ткачей И. Н. Ти-
това и В. В. Монина, работавших до рево-
люции на мануфактуре братьев Сапожни-
ковых. Мастера Марков и И. Г. Поздняков
отыскалиивоссоздалиуникальноеткацкое
оборудование. Благодаря этому коллекти-
ву были сохранены подлинные историче-
ские документы, традиции и технологии.
Строительство Дворца Советов не
состоялось, но мастерская продолжила
работу и сыграла важнейшую роль в после-
военной реставрации. По сохранившимся
старинным образцам в ней воссоздавались
ткани для внутреннего убранства дворцов-
музеев. Неизгладимое впечатление произ-
водит интерьер Куропаточной гостиной в
Петергофе, названной по рисунку уникаль-
ного шёлка. В узор этой ткани, созданной
по эскизу французского художника XVIII
века, входят нити 36 различных цветов.
Для ансамбля в Петергофе и других цар-
ских дворцов, почти полностью разрушен-
ных во время Великой Отечественной
войны, было восстановлено более 2000 ме-
тров художественного шёлка.
На протяжении 65 лет была создана
коллекция тканей не только для царских
дворцов Петербурга, но и музеев Крем-
ля, усадеб Архангельское, Кусково, двор-
цов Юсупова, Белосельских-Белозерских,
Меншикова, Рундальского — в Латвии, Во-
ронцовского — в Алупке, музеевМ.Ю. Лер-
монтова, Л. Н. Толстого в Ясной Поляне и
Хамовниках, П. И. Чайковского в Клину
и Воткинске, И. С. Тургенева, М. А. Булга-
кова, Ф. И. Шаляпина, музея-заповедника
«Александровская слобода», Третьяков-
ской галереи, Большого театра России,
Оперного театра в Одессе, театра имени
А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге.
Сейчас работа ведётся под руковод-
ством директора Е. А. Захарковой худож-
ником высшей категории С. Х. Пунга и
художником первой категории Н. Н. Сто-
яновой. В мастерской накоплен богатей-
ший исторический материал: подлинные
ткани XVIII–XIX веков, старинные руко-
писи, уникальные издания по ткачеству.
Само производство представляет собой
пример ткацкой мануфактуры XIX века с
полным циклом технологического процес-
са — от обработки сырья до готовой ткани.
В других странах, знаменитых своим шёл-
коделием, всё это относится уже к разряду
трудоёмких «музейных» производств. Как
заметил приезжавший в мастерскую фран-
цуз, семья которого издавна занимается
производством шёлка: «Такие ткани у нас
делали только во времена моей бабушки».
Процесс воссоздания начинается с
того, что образец исследуется под микро-
Oeaie, nicaaiiua
a ianoa?neie
Ae?aeoi?
ianoa?neie
«Noa?eiiua oeaie»
A. A. Caoa?eiaa
1...,76,77,78,79,80,81,82,83,84,85 87,88,89,90,91,92,93,94,95,96,...116