2013 1 ?onneay enoi?ey
67
Caycu a?ai
?
i
традиции русской исторической
и духовной живописи не ушли в
прошлое, а сохраненыи активно
развиваются. Это ещё один мо-
стик, соединяющий нас со вре-
менем славных побед, достиже-
ний и свершений, которых было
немало в истории России.
Эпоха Смуты — сложней-
ший период в жизни нашего
Отечества. Когда в России насту-
пали тяжёлые времена, прежде
всего вспоминали Смуту и геро-
ев, спасших тогда страну. Алек-
сандр I в своёмМанифесте летом
1812 года призывал «каждого
дворянина стать Пожарским,
каждого гражданина стать Ми-
ниным, каждого духовного стать
Палицыным». Народные герои
вдохновляли русское воинство и
во время мировых войн XX века.
В конце 2012 года В. И. Не-
стеренко завершил работу над
грандиозным восьмиметровым
полотном «Избавление от Сму-
ты». Сюжетом картины стала
атака небольшого отряда из
трёхсот всадников, ополченцев
и стрельцов против семнадцати-
тысячного войска гетмана Ход-
кевича у Крымского брода под
стенами Москвы. Этот отряд
возглавил «неискусный в ратном
деле человек» Кузьма Минин.
Призывая в помощь Сергия Ра-
донежского и других святых,
они обратили вспять сначала
авангард, а потом и всё войско
поляков. Интервентыв мистиче-
ском ужасе бежали к Смоленску.
Это позволило через полтора
месяца освободить Китай-город
и Кремль и стало началом пре-
одоления Смуты.
Самоотверженная борьба
ополченияподруководствомДми-
трия Михайловича Пожарского,