Page 37 - RusHist5.indd

Basic HTML Version

2011 5 Ðóññêàÿ èñòîðèÿ
35
опрокинутая в прошлое, спра-
ведливо было бы назвать обра-
зование политикой формирова-
ния будущего. И это уже исклю-
чительно государственная забо-
та и функция.
Поэтому работа с молодё-
жью – одна из главных состав-
ляющих системы отпора созна-
тельному искажению нашей
истории. От правильного реше-
ния этого вопроса во многом за-
висят наши будущая политиче-
ская устойчивость и духовная
стабильность. Таким решением
проверяется способность госу-
дарства уберечь молодое поко-
ление от разрушающей его са-
мосознание и национальную
гордость фальсифицированной
истории, суть которой – уяз-
вить и принизить национальное
инравственное достоинствоРос-
сии, а значит, инашеймолодёжи.
Учебник истории для на-
чальной, средней и высшей
школ – важнейшее средство для
выполнения государством своей
образовательной функции. Да, в
отношении и качества, и коли-
чества учебников истории сегод-
ня высказывается много нарека-
ний. Закамуфлированно они зву-
чат даже в вашем вопросе. Но бу-
дем реалистами. В России прои-
зошла революция. История ещё
не выработала срок, который
объективно необходим для того,
чтобы, подчёркиваю, обновить
систему научного, идеологиче-
ского и исторического сопро-
вождения общественной жиз-
ни страны, в которую, конеч-
но же, входят и учебники. На-
кал страстей в ходе обществен-
ной дискуссии на эту тему свиде-
тельствует о том, насколько се-
рьёзны затронутые вопросы. Бо-
лезненно и остро мы проходим
путь становления своей иденти-
фикации на сегодняшнем вит-
ке общественно-исторического
развития. И винить в этом учеб-
ник нельзя. Учебник – это слепок
переживаемого страной истори-
ческого момента. Он не спосо-
бен быть лучше или хуже этого
момента. Тем более наивно пола-
гать, что «высокое начальство»
способно «назначить» хорошие
учебники истории.
Надо сказать, что работа
по совершенствованию учебни-
ков истории ведётся. Создан и
утверждён новый порядок про-
ведения их экспертизы, в соот-
ветствии с которым к работе
привлекаются прежде всего Рос-
сийская академия наук и Россий-
ская академия образования. Нам
удалось значительно снизить ко-
личество учебников, направля-
емых на экспертизу. Если в 2005
– 2008 годах на экспертизу посту-
пило 144 учебника, то в 2009 году
их было уже на порядок мень-
ше. Всего же в действующий на
2011–2012 учебный год перечень
«рекомендованных к использо-
ваниюв образовательных учреж-
дениях» включено 130 учебни-
ков, с учётом базовых учебни-
ков и учебников для специализи-
рованных школ. Полагаю, и это
чрезмерно. Однако в весьма не-
далёком прошлом, как известно,
их число измерялось сотнями.
За время учёбы через руки
каждого школьника проходят
12–14 (в зависимости от кон-
кретных программ) учебников
по разным периодам россий-
ской и всеобщей истории. Поэ-
тому представляется, что 2–4 ли-
нейки учебников наиболее опти-
мальны для полного и объектив-
ного изучения истории в шко-
ле. Это позволит научить детей
логическому мышлению, обо-
гатит их духовный мир и рас-
ширит кругозор. Написание но-
вых учебников истории – кро-
потливая и ответственная ра-
бота, которую нельзя делать на-
спех. Глубоко убеждён: она будет
доведена до успешного заверше-
ния. Россия никогда не потеряет
свою историю.
Стоит также отметить по-
лезную инициативу Министер-
ства образования и науки Рос-
сийской Федерации, которое
создало интернет-сайт по исто-
рии. Его ежедневное посеще-
ние молодёжью носит массовый
характер. Однако материалы,
опровергающие факты фальси-
фикации отечественной исто-
рии, размещаются на сайте не-
регулярно. Этот пробел, пола-
гаю, будет ликвидирован. В на-
стоящее время Министерством
культуры Российской Федера-
ции и Министерством связи и
массовых коммуникаций Рос-
сийской Федерации разрабаты-
вается концепция историческо-
го сайта, который должен стать
не только массмедийным сред-
ством, но и социальной сетью,
где история станет темой обсуж-
дения в режиме обратной связи
с посетителями сайта, в том чис-
ле и с ведущими российскими
историками. Взаимодействие в
интернет-пространстве с акаде-
мическими историческими ин-
ститутами, профессиональны-
ми историками, архивистами
будет, несомненно, полезно для
всех, кто интересуется вопроса-
ми истории. Мы рассчитываем
на это, и потому Комиссия коор-
динирует такую работу.
Ñîâðåìåííûé ìèð: èñòîðèÿ íå îñòà
¸
òñÿ áåçó÷àñòíîé