раздо уместнее воздвигнуть народный па
мятник не одному выдающемуся лицу, а
всей славной тысячелетней истории нашего
государства. Одобрил идею и император
Александр
11,
два года назад вступивший на
русский престол. Обьявили сбор средств.
1
Россия в бронзе
Собрано было
150 000
рублей, а поскольку
средний взнос составлял от полкопейки до
пятнадцати копеек, то памятник и впрямь
получалея народный. Большинство населе
ния России пожертвовало на него свой
трудовой пятак. Конечно, этого было мало,
общая смета была определена в полмилли
она. Остальное дала казна. Вот тогда-то и
появилось в газетах обьявление о конкурсе,
которое попалось на глаза Микешину и его
другу
-
начинающему скульптору Ивану
Шредеру.
Посовещавшись, они решили, что будут
сочинять проект оба, а потом сравнят ре
зультаты и тогда увидят, что делать дальше.
Говорилось все это как бы не слишком все
рьез, но, вернувшись в мастерскую, Мике
шин почувствовал, что идея все больше
захватывает его. Он еще раз перечитал кон
курсное задание. «Памятник по своему вне
шнему виду должен соответствовать исто
рическому назначению и отражать шесть
главных эпох в истории России: основание
государства, введение христианства, осво
бождение от татарского ига, основание са
модержавного царства русского, вос
становление самодержавного царства из
бранием Михаила Романова и основание
Российской империи. Памятник должен
состоять из ваяльных изображений, соеди
ненных изящными архитектурными соо
ружениями. Впрочем,- говорилось в заклю
чение,- составители проекта могут не стес
няться сим указанием, лишь бы памятник
выражал главную мысль сооружения:
ознаменование постепенного в течение ты
сячи лет развития государства Российского».
Творческая задача была огромна: изобра
зить предстояло не событие, не героя, а тыся
челетний путь государства. Но сложность не
пугала, а еще больше раззадоривала. В созна
нии начали роиться формы и образы. И тут,
как ни странно, Микешину помогло то, что он
не был скульптором-профессионалом, вос
питанным в классической традиции.
Будь он им, он стал бы искать в проторен
ном русле, мысль его вращалась бы вокруг
фигуры, статуи, конной группы, колонны
Русская история
l l - 21200819