в собственном смысле этого слова, городские
патриции ссужали торговцев деньгами или това-
рами, предоставляли им корабли. Предоставляя
другим торговые странствия и хлопоты, они лишь
участвовали как в риске, так и в барышах» [9,
с. 28]. Подтверждением такого положения Гавра-
сов стали недавно опубликованные византийско-
крымские изыскания видного немецкого учёного
ПитераШрайнера. В семи записях так называемой
Черноморской счётной книги 1357–1363 годов за-
фиксировано, что товар поступил из «Ператии»,
т.е. из «напротив лежащей страны» – Крыма [14,
с. 95, 103, 120, 122, 123, 133, 178]. В этой торговле
принимали участие представители византийских
аристократических семейств: Ласкарис, Манолис,
Контостефанос, Комнинос, Палеологос, а также
Гаврас (Габрас) [14, с. 118, 129, 132].
Явившись в Москву, Ховрины поддерживали
свой статус строительством храмов и монасты-
рей. На кремлёвском подворье, пожалованном
ещё Стефану Васильевичу, его внук Владимир в
1440 году возвёл
церковь Воздвижения Честного
Креста, восстановил её после пожара 1445 года
и возобновил ещё пять лет спустя. Московский
летописный свод сообщал под 6958 годом: «Того
же лета Володимер Ховрин постави церковь на
Москве на своём дворе камену, Въздвижения Чест-
наго креста…» [6, с. 271]. Храм был кубическим,
одноглавым, с тремя апсидами и пирамидальным
завершением из нескольких рядов закомар и ко-
кошников, характерным для зодчества Москвы
конца XIV – начала XV века. В XVII веке храм с
имениями Ховриных-Головиных и боярина Мо-
розова отошёл Чудову монастырю.
Церковь стояла перед дворами Владимира и
его сыновей Ивана и Дмитрия, что напротив Чу-
дова и сразу за Вознесенским монастырём, по
правой стороне нынешней Спасской улицы, веду-
щей от Фроловских (Спасских) ворот к Соборной
площади. Следующее каменное здание, постро-
енное в 1458 году на средства Ховриных, – Вве-
денская церковь у Никольских ворот на подворье
Симонова монастыря в Кремле. В 1470-е годы
Владимир Григорьевич Ховрин руководил соору-
жением Успенского собора в Кремле, очевидно,
по поручению Ивана III и митрополита Филиппа.
Иван, ставший крестником великого князя и по-
лучивший от него прозвище «Голова», от которо-
го и пошли Головины, вместе с братом продолжал
каменное строительство.
Велось оно и в Симоновом монастыре. Влади-
мир Григорьевич поставил там «церковь кирпичну
Церковь Николая Чудотворца в Симоновом монастыре
Некрополь Симонова монастыря.
1900-е
Ховрины-Головины и Романовы
83
Русская история
1–2
2016