Страназалечивалараны,иЭр-
митаж интенсивно восстанавли-
вал залы для огромной выставки.
Об интенсивности работ говорят
скупые цифры: 3 октября 1945 го-
да в Свердловске начали грузить
ящики в вагоны двух эшелонов,
идущих в Ленинград, через неде-
лю они прибыли на место назна-
чения, уже 13 октябряих разгрузка
была завершена, а на следующий
день началась развеска картин в
залах. 8 ноября 1945 года восста-
новленные залы были полностью
открыты для публики. В вестибю-
ле служебногоподъездаЭрмитажа
был вывешен приказ директора
музея: «Объявляю для сведения
всех работников Государственно-
го Эрмитажа текст полученной
правительственной телеграммы:
«Ленинград, Эрмитаж.
Академику Орбели.
С чувством глубокой радости
приветствуем вас и весь коллек-
тив в день восстановления и от-
крытия одного из крупнейших му-
зеев мира – Государственного Эр-
митажа.Примите сердечнуюбла-
годарность за самоотверженную
работу по сохранению ценностей,
восстановлению и открытию му-
зея в кратчайшие сроки. Ваши за-
мечательные успехи достигнуты
благодаря большой любви к своему
делу, которая свойственна луч-
шим людям нашей страны».
В ноябре 1945 года начался
Нюрнбергский процесс. Меж-
дународный военный трибунал
судил главных военных пре-
ступников. В феврале 1946 года
началось рассмотрение доказа-
тельств по разделу обвинения
«Разрушение и разграбление
культурных и научных ценно-
стей». 22 февраля место свиде-
теля обвинения занял директор
Эрмитажа И. Орбели. «Акаде-
мик выступал на свидетельской
трибуне, как прокурор, – писала
«Правда». – Он приводил толь-
ко факты». Орбели назвал коли-
чество снарядов, выпущенных
по Эрмитажу фашистами, и ко-
личество бомб, сброшенных на
музей. Он призвал в свидетели
раненого гранитного эрмитаж-
ного атланта, осколки на теле
которого как памятный знак со-
хранены и доныне. Он говорил
о фугасной бомбе, которая по-
губила немало эрмитажных ве-
щей, о снарядах, разорвавшихся
в эрмитажных залах...
Адвокаты подсудимых пыта-
лисьсмягчитьисторическинепре-
рекаемые слова академика, говоря
о том, что директор Эрмитажа-де
не военный специалист, потому
не может говорить о том, что Эр-
митаж – сокровищница мировой
культуры – обстреливалась при-
цельно. «Я никогда не был артил-
леристом, – парировал Орбели
фразой, ставшей впоследствии
легендарной, – но в Эрмитаж
попало 30 снарядов, а в располо-
женный рядом мост – всего один.
Я могу с уверенностью судить,
куда целились фашисты. В этих
пределах – я артиллерист!»
Литература и источники
1.
Варшавский С.
,
Рест Б.
Подвиг Эрми-
тажа: Документальная повесть. Л., 1985.
2.
Воронихина Л. Н.
Эрмитаж в годы бло-
кады. Маршрут-программа экскурсии:
методическое пособие / Государствен-
ный Эрмитаж. СПб., 2011.
3.
Пиотровский Б. Б.
Страницы моей
жизни. СПб., «Наука», 1995.
4. Эрмитаж спасённый. Екатеринбург-
ский Музей изобразительных искусств.
СПб., 1995.
5. Эрмитаж. Хроника военных лет.
1941–1945: документы архива Государ-
ственного Эрмитажа / сост. Е. М. Яков-
лева, Е. Ю. Соломаха. СПб., 2005.
6. Эрмитаж: история и современность/
под ред. В. А.Суслова. М., 1990.
7. Нюрнбергский процесс. Сборник ма-
териалов. Т. 1. М., 1952.
8. Сообщения Государственного Эрми-
тажа. Вып. V. Л., 1948.
Солдаты разгружают ящики с экспонатами Государственного Эрмитажа,
возвращенными из эвакуации в Свердловск.
Д. М. Трахтенберг. 1945 год
36
Хранители