Журнал "Русская история". №1 2014 г. Год культуры - page 11

ное соотношение всех частей
единого сооружения, чем то, ко-
торое достигнуто здесь». И далее:
«Бесподобно решён план дома,
особенно бельэтажа, видимо,
тщательно выношенный в твор-
ческом сознании зодчего и взве-
шенный во всех деталях. В своей
основе он построен на модуле,
точно определяющем пропорции
каждой комнаты, взятые в строго
кратных отношениях то по дли-
не, то по ширине, то по диаго-
налям. Таким модулем является
диагональ центральной комнаты
главного корпуса. Все профили
фасадов нарисованы твёрдой ру-
кой, притом в индивидуальной,
свойственной великому мастеру
манере... Вообще Баженов охот-
но пользуется приемами искус-
ственной перспективы, извест-
ной античности и Ренессансу».
Говоря языком современной
архитектуры, Баженов исполь-
зовал контрастное сопоставле-
ние больших и малых объёмов.
Так, центральный объём здания
был противопоставлен служеб-
ным помещениям, широкий
парадный вход перед двором –
узкой трапециевидной воронке,
которая соединяла въезд с па-
радным входом. Природу этих
контрастов находят в наследии
барокко. Фасад, выходящий на
Моховую, несёт наследие дру-
гой эпохи – классицизма. Он
представляет редкий в мировой
архитектуре пример, где ис-
пользованы три портика, оди-
наковые по размерам и числу
колонн, но разного ордера.
Считается, что первоначаль-
но стены дома были выкрашены
в оранжевый цвет. В этом виде
он запечатлён в известной ли-
тографии Ж. Делабарта. Первые
заметные изменения произошли
после смерти императрицы, ког-
да Павел I распорядился снять с
купола здания статую. По одной
версии, она изображала Минер-
ву, по другой –Марса, но так или
иначе, служила напоминанием о
славном правлении Екатерины
(6, с. 339, 341). В 1811 году вышел
альбом Антинга с изображением
Пашкова дома (2, с. 209).
Грянула Отечественная вой-
на 1812 года, 14 сентября фран-
цузская армия заняла Москву.
Пожар, «истребивший 6307 до-
мов деревянных и каменных»,
довершил бедствия захвачен-
ного города. Деревянный бель-
ведер Пашкова дома сгорел
сразу же. Огонь не пощадил и
интерьеров. После изгнания
французов во весь рост встала
задача восстановления города.
Для этого 14 февраля 1813 года
император Александр I рас-
порядился о создании в Москве
Комиссии для строений, и дабы
«быть Комиссии сей под глав-
ным начальством главнокоман-
дующего в сей столице».
Она собралась на первое за-
седание в Сверчковых палатах
в Успенском (сейчас Сверчко-
Дом легенд
Король Прусский Фридрих Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву  
за спасение его государства.
Н. С. Матвеев. 1896 год
Вид Москвы с Храма Христа Спасителя.
Фотография 1867 года
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10 12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,...125
Powered by FlippingBook