Page 70 - 20

Basic HTML Version

Ðóññêàÿ èñòîðèÿ 1 2012
68
В то же время религиоз-
ный философ Георгий Федо-
тов в статье «Певец империи и
свободы», связывая творчество
Пушкина с «основным и мощ-
ным потоком русской мысли»,
отмечал, что «это течение – от
Карамзина к Погодину – легко
забывается нами за блестящей
вспышкой либерализма 20-х го-
дов. А между тем национально-
консервативное течение было,
несомненно, и более глубоким и
органически выросшим».
Советская историография –
с лёгкой руки Михаила Покров-
ского и Анатолия Луначарско-
го – объявилаКарамзина вырази-
телем интересов «торгового ка-
питала», «махровым реакционе-
ром», «настоящей реакционной
бестией». Карамзина вСССРдол-
го вообще не издавали. В 1950-е
годы к творчеству Карамзина
обратился известный филолог
Юрий Лотман, которого по пра-
ву считают основоположником
современного «карамзиноведе-
ния». Новый всплеск интереса к
Карамзину возник в 1980-е годы,
когда вышли серьёзные биогра-
фические работы Н. Я. Эйдель-
мана, Е. В. Осетрова, В. Э. Вацу-
ро. Карамзин вернулся. В наши
дни академик Юрий Пивоваров
характеризовал «последнего на-
шего летописца» как первого
русского политолога, положив-
шего начало не только консерва-
тивной традиции, но и всей оте-
чественной теоретической и ре-
троспективной политологии.
Уже в «Письмах русского
путешественника» можно най-
ти обоснование последующего
обращения Карамзина к отече-
ственной истории: «Больно, но
должно по справедливости ска-
зать, что у нас до сего времени
нет хорошей Российской Исто-
рии, то есть писанной с фило-
софским умом, с критикою, с
благородным красноречием. Та-
цит, Юм, Робертсон, Гиббон –
вот образцы! Говорят, что наша
История сама по себе менее дру-
гих занимательна: не думаю; ну-
жентолько ум, вкус, талант.Мож-
но выбрать, одушевить, раскра-
сить; и читатель удивится, как
из Нестора, Никона и проч. мог-
ло выйти нечто привлекатель-
ное, сильное, достойное внима-
ния не только русских, но и чу-
жестранцев».
Знакомство с русскими ле-
тописями, трудами историков
М. М. Щербатова, В. В. Татище-
ва, И. Н. Болтина и других при-
вело Карамзина к осознанию не-
обходимости поиска «филосо-
фической методы для располо-
жения предметов» в деле изуче-
ния богатой великими событи-
ями российской истории. Како-
ва была целевая аудитория Ка-
рамзина? В одном из писем к
И. И. Дмитриеву можно найти
откровенное признание: «Я пи-
сал для русских, для купцов ро-
стовских, для владельцев кал-
мыцких, для крестьян Шереме-
тьева… а не для Западной Евро-
пы». Карамзин постарался дока-
зать, что у России есть собствен-
ное прошлое и собственная тра-
диция. Этой традицией является
российская государственность,
имеющая своей основой прин-
цип самодержавия, в силу кото-
рого «Россия развилась, окреп-
ла и сосредоточилась». «Или вся
новая история должна безмолв-
ствовать, или российская имеет
право на внимание», – подчёрки-
вал автор.
Íàøå íàñëåäèå
Царь Алексей Михайлович.
Неизвестный художник
Царь Пётр Великий.
И. И. Глазунов
Царь Михаил Фёдорович.
И. И. Глазунов