Page 69 - 20

Basic HTML Version

2012 1 Ðóññêàÿ èñòîðèÿ
67
У
У Карамзина было немало почи-
тателей. И Александр Пушкин, и
Николай Гоголь. Хотя Пушкин и
позволял себе под влиянием часа
остроты и дерзости в адрес Ка-
рамзина, окончательное мнение
великого поэта был однознач-
ным: «Чистая, высокая слава Ка-
рамзина принадлежит России».
«Карамзин представля-
ет точно явление необыкновен-
ное, – писал Гоголь в «Выбран-
ных местах из переписки с дру-
зьями». – Вот о ком из наших пи-
сателей можно сказать, что он
весь исполнил долг, ничего не за-
рылв землюинаданныеемупять
талантов истинно принёс другие
пять. Карамзин первый показал,
что писатель может быть у нас
независим и почтён всеми рав-
но как именитейший гражданин
в государстве... Никто, кроме
Карамзина, не говорил так сме-
ло и благородно, не скрывая ни-
каких своих мнений и мыслей,
хотя они и не соответствовали
во всем тогдашнему правитель-
ству, и слышишь невольно, что
он один имел на то право».
В правых кругах деятель-
ность Карамзина воспринима-
лась как потрясение не только
литературных, но и политиче-
ских основ. В 1809 году один из
современников доносил по на-
чальству, что сочинения Карам-
зина «исполнены вольнодумче-
ского и якобинского яда… Ка-
рамзина превозносят, боготво-
рят. Во всём университете, в пан-
сионе читают, знают наизусть…
Не хвалить его сочинения, а на-
добно бы их сжечь».
Для революционеров и ли-
бералов Карамзин, напротив,
был одним из столпов и симво-
лов самодержавия, на которое
они обрушивали весь свой пра-
ведный пыл. Пушкин описывал
реакцию декабристов на произ-
ведения Карамзина: «Молодые
якобинцы негодовали; несколь-
ко отдельных размышлений в
пользу самодержавия, красно-
речиво опровергнутые верным
рассказом событий, казались им
верхом варварства и унижения».
Но даже левые, считавшие Ка-
рамзина реакционером, отдава-
ли должное его таланту.
Писателя, «оказавшего ве-
ликие и бессмертные услуги сво-
ему отечеству», видел в Карам-
зине неистовый Виссарион Бе-
линский. Карамзин был, по сло-
вам Белинского, «везде и во
всём… не только преобразова-
телем, но и начинателем, твор-
цом». Он подчёркивал: «Карам-
зин первый на Руси начал писать
повести, которые заинтересова-
ли общество… повести, в кото-
рых действовали люди, изобра-
жалась жизнь сердца и страстей
посреди обыкновенного быта».
Слабость – в них нет «творче-
ского воспроизведения действи-
тельности». Итоговая оценка
критика: произведения Карам-
зина сохранили только «интерес
исторический».
Для
Александра
Герце-
на Карамзин – писатель, кото-
рый «сделал литературу гуман-
ною», в его облике он чувство-
вал «нечто независимое и чи-
стое». Его «История государства
Российского» – «великое творе-
ние», она «весьма содействова-
ла обращению умов к изучению
отечества». Но, с другой сторо-
ны, утверждал Герцен, «можно
было заранее предсказать, что
из-за своей сентиментальности
Карамзин попадётся в импера-
торские сети, как попался поз-
же поэт Жуковский». А «идея ве-
ликого самодержавия, – с гневом
писал Герцен, – это идея велико-
го порабощения».
В российской либераль-
ной историографии отноше-
ние к Карамзину было почти од-
нозначно негативным, хотя не
признавать его заслуг тоже не
представлялось возможным. Ва-
силий Ключевский обнаружил
у него массу недостатков, фак-
тических ошибок, тенденциоз-
ность. Именно благодаря субъ-
ективизму и морализаторству
Карамзин, по мнению Ключев-
ского, «много помог русским лю-
дям лучше понимать своё про-
шлое, но ещё больше он заста-
вил их любить его. В этом глав-
ная заслуга его труда перед рус-
ским обществом и главный недо-
статок его перед исторической
русской наукой». Любить Рос-
сию в либеральных кругах было
немодно.
Êàðàìçèí
Борис Годунов
и кудесники, представляющие
ему царствование.
А. Д. Кившенко