Page 90 - RusHist5.indd

Basic HTML Version

Ðóññêàÿ èñòîðèÿ 5 2011
88
0
0
политическим или политизиро-
ванным организациям и объеди-
нениям. К ним относятся моло-
дые националисты, левые, либе-
ралы, представители провласт-
ных молодёжных организаций,
спортивныефанаты. Причёмна-
ционализм сегодня привлекает
к себе наиболее активное и ра-
дикальное меньшинство. Если
в начале ХХ века пассионар-
ность была больше характерна
для молодых людей левых взгля-
дов, шедших ради своих идей на
гибель и неволю, а национали-
сты представляли собой скорее
«охранительный» эшелон тог-
дашней партии власти, то сто
лет спустя картина меняется.
Левые идеи особой попу-
лярностью в молодёжной среде
не пользуются, и напротив, бук-
вально за последние несколько
лет в стране сформировался но-
вый идеологический феномен,
который условно можно назвать
«младонационализмом» и кото-
рый радикально отличается от
традиционного имперского на-
ционализма. Для него характер-
ны высокая степень неприятия
современного российского госу-
дарства и его органов, негатив-
ное отношение к идеям интерна-
ционализма, ориентация на не-
формальные самоорганизующи-
еся структуры, преимуществен-
но молодёжные.
Этот тип национализма
можно охарактеризовать как
«национализм для себя», в отли-
чие от мессианского русского на-
ционализма предыдущих эпох,
в рамках которого провозглаша-
лась жертвенная роль русских
как строителей Третьего Рима
или Третьего Интернационала.
Их идеологи, например, откры-
то провозгласили лозунг «Хва-
тит кормить Кавказ». Причём в
этом вопросе они фактически
смыкаются с частью ультрали-
бералов, для которых идея «Рос-
сия без Кавказа» также становит-
ся приоритетной. Характерно
и то, что современные «новые
правые», как правило, не разде-
ляют такие традиционные «до-
бродетели» русского народа, как
скромность, бескорыстие, до-
брота. Это современные, жёст-
кие люди, ориентированные на
защиту собственных интересов,
как они их понимают.
В последние годы серьёз-
ную конкуренцию партиям и по-
литикам в борьбе за умы росси-
ян составляет индустрия развле-
чений и массовой культуры, ко-
торая продвигает собственные
мировоззрение имодели поведе-
ния. Ониоказывают в силу своей
эмоциональной окрашенности
большее влияние на людей, осо-
бенно молодых, чем привычные
формы, используемые полити-
ками. Суть этих незамысловатых
идей: культ молодости, успешно-
сти и позитива. Многие партии
стали завлекать в свои ряды из-
вестных артистов, музыкантов,
спортсменов. Но есть симптомы
того, что молодёжь – во всяком
случае, её думающая часть – на-
чинает уставать от бесконечной
«веселухи» и формирует запрос
на «серьёзность», на осмысле-
ние того, что происходит в окру-
жающей их действительности.
Мы сталкиваемся с двумя
разнонаправленными процесса-
ми: снижением интереса к боль-
шой политике при одновремен-
ной политизации значитель-
ных сегментов молодёжных суб-
культур. Всё чаще политические
симпатии молодёжи определя-
ются, например, пристрастия-
ми к тому или иному музыкаль-
ному направлению, отдельным
музыкантам. В первую очередь
это относится к самым моло-
дым, которые в наибольшей сте-
пени склонны идентифициро-
вать себя с теми или иными му-
зыкальными кумирами.
Апатия, неучастие боль-
шинства – это далеко не един-
ственная форма реакции мо-
лодёжи на окружающую реаль-
ность. Есть группы и слои, хотя
и немногочисленные, напро-
тив, склонные к активному ра-
дикальному действию. Иссле-
дования показывают, что на се-
годняшний день главная опас-
ность – стихийный, немотиви-
рованный и практически никак
идеологически не окрашенный
экстремизм. Поэтому очень
трудно эмпирически зафикси-
ровать социальную базу ради-
кальных движений.
Значительная часть фут-
больных фанатов – вполне ре-
спектабельные молодые люди.
Крайне сложно найти рацио-
нальные основания мотивации
их действий. Конечно, этниче-
ские мотивы присутствуют, од-
нако определяющей всё же яв-
ляется невозможность канали-
зировать накапливающееся не-
довольство, да и просто энер-
гию молодости в какие-то закон-
ные, легитимные формы, зая-
вить о себе.
Радикальные молодёжные
объединения особого интере-
са и симпатии у подавляющего
большинства молодёжи не вы-
зывают. Их в той или иной сте-
пени готовы поддержать не бо-
лее 4–5%молодых россиян. Глав-
ная опасность такого рода объе-
динений состоит в том, что они
собирают нарастающую в обще-
Èññëåäîâàíèÿ