Page 118 - RusHist5.indd

Basic HTML Version

Ðóññêàÿ èñòîðèÿ 5 2011
116
Êîíêóðñíûå ðàáîòû
ся за выходцами из привилеги-
рованных сословий, хотя дети
крестьян также присутствовали
среди учащихся.
В 1861 году в сибирских
мужских гимназиях училось
19 крестьянских детей, или
4,7%, к концу XIX века – 23 че-
ловека, или 3,7%, при том, что
увеличилось общее число уче-
ников гимназий. По-прежнему
к 1891 году больше всего было
выходцев из дворянских семей –
около 60,7%, из семей ремеслен-
ников и мещан – 27,1%.
Огромные территории Си-
бири невольно осложняли раз-
витие средней школы, посколь-
ку добраться до учебного заведе-
ния было немалой проблемой.
К 1914 году в Сибири одна гим-
назия приходилась на 119 тысяч
квадратных вёрст и 123,5 тыся-
чи жителей.
Образование, согласно
всем уставам, было платным,
хотя плата за обучение устанав-
ливалась не слишком высокая.
Так, в 1887 году она варьирова-
лась от 12 до 25 рублей в год, в
1897-м – 40 рублей в год, в 1916-м –
от 40 до 60 рублей в год. При
том, что себестоимость образо-
вания была значительно выше.
Для сравнения, чтобы выучить
гимназиста в Западной Сибири,
к 1905 году необходимо было за-
тратить 130 рублей, в Восточной
Сибири – 193,16 рубля (9).
Наиболее бедным учащим-
ся оказывалась материальная по-
мощь. Помимо того, что наибо-
лее талантливые и способные
учащиеся освобождались от пла-
ты за обучение и могли получать
различные материальные поо-
щрения в виде ежегодных сти-
пендий и единовременных по-
собий, в 1870-е годы появилась
новая форма учебной благотво-
рительности – повсеместно об-
разовывались общества помо-
щи учащимся. К примеру, в 1871
году, согласно справочной книж-
ке Томского общества для вспо-
моществования учащимся, меж-
ду учителями Томской класси-
ческой гимназии явилась мысль
устроить в Томске общество для
помощи учащимся вообще и в
высших учебных заведениях в
особенности. Образовался кру-
жок «учредителей», к которому
примкнули также и некоторые из
профессоров Томской духовной
семинарии. 18 декабря 1871 года
томский губернатор открыл сбор
средств по подписке. До офици-
ального открытия благотвори-
тельного общества собранные
деньги хранились вТомскомотде-
лении государственного банка.
Устав
общества
был
утверждён 17 июня 1873 года
министром внутренних дел
статс-секретарем
Лобановым-
Ростовским, а 28 октября 1873-го
общество открылось, имея капи-
тал всего 1042 рубля, к 1884-му
эта цифра увеличилась до 30 000
рублей.
С октября 1873-го по август
1884 года пособия на общую сум-
му 1386,62 рубля получили 68
гимназистов. По большей части
это были деньгина учёбу, а также
материальная помощь и одежда.
Таким образом, темп раз-
вития среднего образования в
Западной Сибири наращивал-
ся ближе к концу XIX века. Наи-
более серьёзными препятстви-
ями для распространения гим-
назического образования слу-
жили недостаточное финан-
сирование, волокита в оформ-
лении документов и выбор по-
мещений для учебных заведе-
ний. Острейшей проблемой
для среднего образования в Си-
бири был дефицит квалифи-
цированных педагогов. Ситуа-
ция осложнялась ещё и общим
«брожением» общественности
в начале XX века. Если на пер-
вом этапе население недоста-
точно осознавало необходи-
мость получения образования,
к концу XIX века престиж гим-
назий постепенно поднялся.
Этому способствовало и откры-
тие первого в Сибири Импера-
торского Томского универси-
тета в 1888 году. Однако, несмо-
тря на постоянный рост числен-
ностимужских гимназий в Запад-
ной Сибири, общее состояние
среднего образования не отвеча-
ло требованиям времени и меня-
лось к лучшему крайне медленно.
Литература и источники
1.
Алисов Д. А
. Административные
центры Западной Сибири: городская
среда и социально-культурное
развитие (1870–1914). Омск, 2006.
2.
Блинов А. В
. Организация и
развитие Западно-Сибирского
учебного округа (1885–1918):
Автореф. дисс. канд. ист. наук.
Кемерово, 2000.
3. Город Томск. Томск, 1912.
4.
Дмитриенко Н. М
. День за днем, год
за годом: хроника жизни Томска в
XVII–XX столетиях. Томск, 2003.
5. Доклад министра народного
просвещения И. Делянова
«О сокращении гимназического
образования» // Хрестоматия по
истории педагогики. М., 1936.
6. История Сибири. Т. 2. Сибирь в
эпоху феодализма. Л., 1968.
7. Материалы для истории учебных
реформ в России в XVIII–XIX вв.
СПб., 1910.
8. Памятная книжка Западно-
Сибирского учебного округа. Томск,
1897.
9. Томская губернская гимназия
в первое пятидесятилетие её
существования (1838–1888) / сост.
А. А. Мисюрев. Томск, 1894.
10. Энциклопедия образования в
Западной Сибири: в 3 т. Барнаул,
2003. Т. II.
11.
Ядринцев Н. М
. Сибирь как
колония, СПб., 1882.