Page 117 - RusHist5.indd

Basic HTML Version

2011 5 Ðóññêàÿ èñòîðèÿ
115
дах в «Санкт-Петербургских ве-
домостях» трижды публикова-
ли объявление с вызовомжелаю-
щих поехать в Томск, в ходе пер-
вых двух попыток таковых не на-
шлось вообще (9, с. 62). Были,
конечно, и исключения – энтузи-
асты, ехавшие в Сибирь по зову
сердца. Среди них П. П. Ершов –
автор знаменитой поэмы-сказки
«Конёк-горбунок».
Сибирские гимназии отли-
чались слабой оснащённостью
учебными материалами – кни-
гами, наглядными пособиями.
Как следует из отчёта попечите-
ля Западно-Сибирского учебно-
го округа за 1886 год, по объёмам
библиотечных фондов наиболее
оснащённой была Тобольская
гимназия, имеющая всего чуть
более 4000 книг, а также 1668
учебных пособий, таких как про-
писи, атласы, глобусы. В осталь-
ных гимназиях книг было и того
меньше, например, в это время
в Томской гимназии было всего
166 пособий.
Учебные программы гимна-
зий были чрезмерно перегруже-
ны, педагоги называли эту про-
блему «решительным злом» рус-
ской школы. По уставу гимназий
и прогимназий ведомства Ми-
нистерства народного просве-
щения 1864 года был установлен
перечень изучаемых предметов,
включающий: Закон Божий, ла-
тынь, русский, греческий, фран-
цузский, немецкий языки, исто-
рию, естествознание, геогра-
фию, логику, философию, зако-
новедение, рисование и черче-
ние. Помимо названных пред-
метов, существовали и дополни-
тельные занятия, носящие фа-
культативный характер: пение,
музыка, гимнастика, дополни-
тельные часы по рисованию,
второй современный иностран-
ный язык.
Математика с 1862 года
была объединена с физикой и ге-
ографией. По учебным планам
немецкий язык изучали одно-
временно с французским вплоть
до 1914 года, когда эти предме-
ты были разделены. С 1871 года
уставом был введён новый пред-
мет – краткие основания логи-
ки, ему отводился один учениче-
ский час. В 1914 году появилось
ещё два новых предмета – два
часа законоведения и три часа
философии.
Поступали в гимназиюс 8–9
лет, обучение продолжалось в те-
чение года, за исключением вос-
кресных и праздничных дней и
каникул. На летние вакации при-
ходилось шесть недель, а на зим-
ние – две недели. Продолжитель-
ность урока с 1865 года состав-
ляла один час, в классе должно
было учиться 40 учащихся, что
соблюдалось не всегда. Зачастую
аудитории были переполнены,
особенно в I–IV классах, где уче-
ников было более 50 человек.
Дореволюционные педаго-
ги не раз писали о перегружен-
ности и переутомлении гимнази-
стов. В связи с этим в советское
время историки и педагоги кри-
тиковали систему образования
царской России за формализм,
считая её несостоятельной.
Распространению
гимна-
зического образования препят-
ствовал его сословный характер.
Несмотря на то что юридически
устав гимназий и прогимназий
1864 года сделал образование в
России бессословным, фактиче-
ски же знаменитый «Циркуляр
о кухаркиных детях», как и в це-
лом деятельность министра на-
родного просвещения И. Деля-
нова уставу противоречили.
Сам министр по этому по-
воду так заявил в своём докла-
де «О сокращении гимназиче-
ского образования»: «…полага-
ли бы за лучшее достигнуть цели
отвращения наплыва в гимназии
и прогимназии детей лиц, не со-
ответствующих по домашней их
обстановке среднему образова-
нию… 1) об ограничении извест-
ным процентом приёма в гим-
назии и прогимназии детей ев-
реев, к которым может быть с
пользою применена и предпо-
ложенная особою комиссией
под председательством статс-
секретаря графа Палена мера о
недопущении в гимназии и про-
гимназии детей евреев из низ-
ших сословий, и 2) о предостав-
лении министру народного про-
свещения, в изменение ст. 129
устава университетов 23 авгу-
ста 1884 года, права определять
плату за слушание лекций, не
стесняясь ныне установленной
50-рублевой нормой. На приве-
дение сих предположений в ис-
полнение приемлю долг всепод-
даннейше испрашивать высо-
чайшее в. и. в. соизволение. Что
же касается до сокращения чис-
ла гимназий и прогимназий, с
преобразованием некоторых из
них в реальные и промышлен-
ные училища, то имею счастье
всеподданнейше доложить, что,
ввиду выраженного на докладе
моем 29 марта в. и. в. повеления,
мною собраны уже сравнитель-
ные статистические данные о
числе учеников, количестве па-
раллельных классов и средствах
содержания гимназий и про-
гимназий, а также сделано сооб-
ражение о возможности закры-
тия или преобразования оных,
смотря по местным условиям и
средствам» (5). Правда, соглас-
но уставам, в гимназиях офици-
ально могли учиться дети всех
состояний, без различия звания
и вероисповедания, но на деле
приоритет всё равно оставал-
Ãèìíàçèè Çàïàäíîé Ñèáèðè