История сегодня
Русская история
1
2014
48
умения, компетенции» и про-
чее. Отличник-десятиклассник,
который пришёл в школу уби-
вать, то ли не читал, то ли не
понял «Преступления и нака-
зания». Достоевский, впитан-
ный и лично пережитый, мог бы
предотвратить тысячи убийств
и суицидов, особенно подрост-
ковых. Но на него в программе
приходится каких-то десять ча-
сов. Потому что в старших клас-
сах всего два урока литературы
в неделю. И два русского. Зато
шесть – английского.
Зачем это поголовное на-
саждение
«образованщины»?
Быть может, государственная
задача – обеспечить устройство
«перспективного» выпускника
вуза за рубежом? Мы сами пла-
номерно стимулируем выкачи-
вание мозгов из России. И не
надо тешить себяиллюзией, буд-
то уехавшие поработают «там» и
вернутся. По статистике, из ста
возвращаются двое. Корреспон-
дент Би-би-си, бравший у меня
интервью на эту тему, начал,
естественно, с вопроса: «Как вы
можете лишать детей?..» – и не
сразу понял встречный: а как в
Великобритании отнеслись бы
к тому, чтобы школьники в обя-
зательном порядке шесть часов
еженедельно изучали русский
язык? – О нет, это невозможно,
была бы революция! Узнав вдо-
бавок, что на родной язык и ли-
тературу времени у нас отведено
в полтора раза меньше, чем на
один английский, он с чувством
пожал мне руку: «Тогда мы вас
поддерживаем».
Давайте любить Родину че-
тырьмя часами русского и че-
тырьмя – литературы. Восток
и Юго-Восток Украины, вос-
соединённый с Россией Крым
преподносят нам урок любви к
родному языку, напоминают о
духовной субстанции, объеди-
няющей Русский Мир.
Полагаю, что в Год Культу-
ры резко возрастёт число же-
лающих добиться госфинан-
сирования. Библиотеки – да,
музеи – да, клубы – да. Теа-
тры? – Стоп. Давайте-ка сна-
чала поищем те, что пытаются
через художественные образы
рассказать о серьёзных нрав-
ственных проблемах, смысле
человеческой жизни. Много
ли их? Увы, нет. Антрепризы,
которые возят по стране, всё
больше напоминают передвиж-
ные стриптиз-клубы. Хватит
бездумно финансировать эту
пропаганду потребительства и
гедонизма. У кого-то вызвали
переживания «Дети Розента-
ля»?ИлипостановкиМирзоева,
Серебренникова, Богомолова?
А без внутренней нравственной
работы душа опустошается.
Поскольку нравственность –
основа культуры, нам предстоит
серьёзно взяться за укрепление
традиционных ценностей. Тех,
на которых строились семья,
народ, государство. Без ответ-
ственности и без жертвенно-
сти они не выживут. Телеканал
«Дождь» выступил с очередной
провокацией по поводу блока-
ды Ленинграда: стоило или нет
сдавать город, чтобы избежать
жертв? Следуя этой логике, и
страну надо было сдавать. Но
почему-то люди шли на смерть.
И будут идти, потому что глав-
ная ценность – образ Божий
в человеке, а не долголетие на
стволовых клетках. Это и об-
раз семьи, и образ государства,
которое всегда испытывалось в
России нравственными импера-
тивами.
В 1991-м году мы пережили
второе издание Февральской ре-
волюции. «Убийство старухи»,
описанное Достоевским, приоб-
рело государственный масштаб
ещё в 1917-м. С тех пор в нашем
«коллективном бессознатель-
ном» неизменно присутствовал
Порфирий Петрович, взываю-
щий к совести. Не было фактов,
но было внутреннее ощущение
вины и правды, как и у Родиона.
В «Братьях Карамазовых» – дру-
гая коллизия: Митю судят «по
фактам», когда известно, что он
не виновен. И осуждают. Чисто
европейское правосудие. Митя
же сознательно идёт на страда-
ние, чтобы покаянием все свои
мысленные прегрешения ис-
купить. А мы?
«Перестройщики», начиная
с Абуладзе, на всех площадях
призывали к покаянию, дабы
сделаться отцами-исповедни-
ками нации. На какое-то время
они своего добились. А потом
начало приходить понимание:
покаяние есть только перед
Богом. Если когда-нибудь рус-
ский народ обратится к Нему с
вопросом: Господи, за что нам
На репетиции Детского хора России. 7 января 2014 года, Санкт-Петербург.