Журнал "Русская история". Жемчужины России (№2 2013 г.) - page 9

?onneay enoi?ey 2 2013
8
Ia?ac iiia?a
Время строительства совре-
менного Успенского собора, по-
вторяющего план и многие фор-
мы, детали и декор предыдущих
храмов, а также владимирского
собора, точно не установлено.
Есть предположения о конце
XV века и 1508–1512 годах, но
более вероятным является мне-
ние Н. Н. Воронина о том, что
он появился в конце 1580-х, во
время учреждения митрополии.
Основной объём храма был рас-
писанв1659, 1669–1671 годах, но
сохранились фрагменты более
ранних фресок. Здесь работали
прославленные костромские и
ярославские мастера Севастьян
Дмитриев, Иосиф Владимиров,
Дмитрий Плеханов, Гурий Ни-
китин, Сила и Фёдор Савины.
Двери выкованы ростовским
кузнецом Максимом Гордеевым
в 1696 году. Форма луковичных
глав, а также шестиярусный ико-
ностас относятся к 1730-м.
У южной стены Леонтьев-
ского придела помещены мощи
святителя Леонтия Ростовско-
го, погибшего от рук язычников
в 1073 году. В соборе также нахо-
дятся мощи благоверного князя
Василия Ростовского, убитого
монголами в 1238 году, святите-
лей Исайи, Игнатия и Феодора,
ростовских чудотворцев, и та-
ких местночтимых святых, как
архиепископы Григорий Пре-
мудрый, Дионисий Грек, Васси-
ан I. В 1991 году собор был воз-
вращён Русской Православной
Церкви.
К юго-востоку от собора
возвышается звонница с ниж-
ним храмом Входа Господня в
Иерусалим. К первоначально-
му объёму, возведённому около
1682 года, через 5–7 лет при-
строили пролёт для самого боль-
шого ростовского колокола –
знаменитого «Сысоя», отлитого
здесь же в 1688 году специально
приглашённым мастером Фро-
лом Терентьевым и названного
в честь отца митрополита. Он
весит около 32 тонн. Среди дру-
гих колоколов – «Полиелей»
весом около 16 тонн, «Лебедь» –
8 тонн. Оба были отлиты мо-
сковским мастером Филиппом
Андреевым. Ростовские звоны,
впервые записанные нотами в
1883–1884 годах священником
Аристархом Израилевым, были
знамениты на всю Россию.
С юга к ядру митрополи-
чьего двора примыкает ого-
роженный невысокой стеной
митрополичий сад. Он рас-
положен на месте бывшего
Григорьево-Богословского мо-
настыря. Предположительно
в 1680-е годы здесь на камен-
ных кладовых палатах XVI века
возвели пятиглавую церковь в
честь Григория Богослова. Она
не сохранила своего первона-
чального интерьера.
В XVIII веке город несколь-
ко утратил своё значение, по-
скольку центром епархии стал
Ярославль. Но это сохранило
Ростовский кремль от перестро-
ек, хотя сам город, переимено-
ванный в Ростов Ярославский,
в конце XVIII века получил но-
вую регулярную радиально-
полукольцевую планировку. К
счастью, не был осуществлён
план Августина Бетанкура 1818
года по строительству на месте
кремля гостиного двора.
К середине XIX века все
постройки сильно обветшали.
В 1860-е были обновлены церк-
ви, а в начале 1880-х стали про-
водиться реставрационные ра-
боты, приостановленные в кон-
це 1890-х. Масштабная рестав-
рация началась только в 1950-х.
Смерч 24 августа 1953 года,
снёсший купола и кровли зда-
ний, ускорил наступление ново-
го этапа восстановления ансам-
бля. В результате реставрацион-
ных работ 1950-х годов под ру-
ководством В. С. Баниге мно-
гим зданиям возвращены пер-
воначальные формы перекры-
тий, искажённые после пожа-
ров XVIII века.
В гражданских постройках
кремля расположены залы одно-
го из древнейших провинциаль-
ных музеев России. Он был от-
крыт в 1883 году по инициативе
ростовских купцов А. А. Титова
и И. А. Шлякова. Среди членов
совета Музея церковных древ-
ностей были граф А. Ф. Уваров,
И. Е. Забелин, Д. Я. Самоквасов,
В. В. Верещагин. В 1958 году
он
был
преобразован
в
архитектурно-художественный
музей-заповедник. В Самуило-
вом корпусе, Белой столовой и
Красной палатах, выставлены
предметы каменной и деревян-
ной резьбы, в том числе два
белокаменных льва, предпо-
ложительно из церкви Святых
Константина и Елены, возведён-
ной около 1210 года, и надгроб-
ный крест дьяка Степана Боро-
датого 1458 года, и рельефная
икона «Георгий Победоносец»
конца XV века. В экспозиции
музея представлены рукописи,
наиболее древние из которых
датированы XIV веком, иконы
серединыXV–XVIII веков, среди
которых список Владимирской
иконыБожиейМатери XVII сто-
летия, лицевое шитьё, облаче-
ния, плащаницы, серебряныеиз-
делия XVI–XVII веков, парсуны
Ионы Сысоевича конца XVII–
1,2,3,4,5,6,7,8 10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,...113
Powered by FlippingBook