2013 1 ?onneay enoi?ey
7
М
Место для главной царской ре-
зиденции в дельте Невы на её ле-
вом берегу напротив Петропав-
ловской крепости выбрал Пётр I.
Его дворец, возведённый на участ-
кемеждуНевой, Зимнейканавкой
и Миллионной улицей, перестра-
ивался трижды. Сейчас на его ме-
стенаходитсяЭрмитажныйтеатр.
ВтретьемЗимнемдворце, постро-
енном в 1716–1727 годах по про-
екту архитектора И.-Г. Г. Маттар-
нови, Пётр I умер 25 января 1725
года. Короткое время в нём жила
и царствовала его супруга Екате-
рина I, но после её смерти в 1727
году этот дворец потерял значе-
ниецарскойрезиденции.
Внук Петра I – Пётр II пере-
брался с двором в Москву, где
вскоре скончался. Получившая
власть от Верховного тайного
совета племянница Петра Вели-
кого – Анна Иоанновна, вернув-
шись из Москвы после корона-
ции, в 1732 году обосновалась
во дворце сподвижника Петра I
адмирала Ф. М. Апраксина, кото-
рый находился на берегу Невы.
К 1735 году архитектор Ф.-Б. Рас-
трелли расширил его, присоеди-
нив три ближайших здания. Это
был четвёртый Зимний дворец,
в котором прошло царствование
Анны Иоанновны, Анны Лео-
польдовны с малолетним Ива-
ном Антоновичем и с 1741 по
1753 год – ЕлизаветыПетровны.
При дочери Петра I в горо-
де и его окрестностях появились
роскошные дворцы и величе-
ственные храмы в стиле барокко.
Главнуюроль в их созданиииграл
её любимыйархитекторБартоло-
мео Франческо Растрелли. Имен-
но ему она поручила работу по со-
оружению на берегу Невы новой
зимней резиденции российских
императоров, ставшей символом
великой империи на последую-
щие полтора столетия.
Растреллиполностьюразру-
шил старое здание и начал гран-
диозную стройку, продолжавшу-
юся с 1754 по 1762 год. По плану
зодчего сложно профилирован-
ные, украшенные белоснежны-
ми двухъярусными колоннами
и лепниной фасады дворца вы-
сотой 25 метров замыкались в
прямоугольное каре протяжён-
ностью более двух километров
с большим двором в центре, а
176 статуй олимпийских богов и
декоративные вазы на балюстра-
де крыши дополняли богатый
декор фасадов и их устремлён-
ность ввысь. В четырёх риза-
литах (архитектурный элемент
– часть здания, выступающая впе-
рёд за линиюфасада на всювысо-
ту. –
Прим. ред.
) разместились Па-
радная лестница, Тронный зал,
Большой собор и Оперный дом.
Их соединяли анфилады.
Внутреннее убранство двор-
ца также было выполнено в стиле
барокко с обилием резьбы и леп-
нины. Растрелли писал: «Число
всехкомнатвэтомдворцепревос-
ходит 460… всё украшено с вели-
чайшимвеликолепием», отмечая,
чтостроитдворец«дляоднойсла-
вывсероссийской».НоЕлизавета
Петровна не дождалась заверше-
ния работ, скончавшись в Рожде-
ство 1761 года.
1,2,3,4,5,6,7,8 10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,...116