Page 77 - 20

Basic HTML Version

2012 1 Ðóññêàÿ èñòîðèÿ
75
бытиям, происходящим на экра-
не. Статичность камеры, снима-
ющей главным образом то, что
она видит перед собой, усилива-
ет эффект хроники. Вот Зимний
Петровский дворец, мимо кото-
рого скачет конница Мюрата,
предваряющего въезд Наполео-
на в Москву; вот Нескучный сад,
где Наполеон производит смотр
войскам; вот снежная дорога, бе-
гущая под горку, напоминающую
Крылатские холмы (тамраспола-
галасьстудияХанжонкова);вотХо-
дынское поле, где разыгрывается
«Бой приБородине»…Этот эпи-
зод заслуживает особого внима-
ния. Он складывается из отдель-
ных впечатлений-кадров: лоша-
ди, испуганно бегущие в разные
стороны, и две великие армии,
спокойно стоящие друг против
друга, битва, увиденная через
объектив подзорной трубы.
Больше всего поражает фи-
нал этого фильма, в котором
хроника включена в инсцениро-
ванный сюжет для подтвержде-
ния достоверности воссоздан-
ных исторических событий.
Два старика, стоящие возле сво-
их деревенских домов, – очевид-
цы тех легендарных событий.
Один из них – бывший фельдфе-
бель А. И. Войтинюк, которому
в момент съёмок было 122 года.
Николай II писал о нём матери
10 сентября 1912 года, расска-
зывая о праздновании юбилея в
Бородине: «В довершение все-
го удалось привезти несколько
стариков, помнящих нашествие
французов, но самое главное
– между ними находился один
участник сражения, бывший
фельдфебель Войтинюк 122 лет.
Французская депутация, прибыв-
шая на торжества, тоже чрезвы-
чайно заинтересовалась ветера-
нами и расспрашивала главного
старика через одного из наших».
Двадцать пятого августа
1912 года, в день юбилея Отече-
ственной войны, фильм «1812
год» выпустили в свет одновре-
менно во всех городах России.
За две недели обе фирмы – и
«Пате», и «Ханжонков и К°» –
окупили все расходы на поста-
новку. В Москве он вышел в ки-
нотеатрах «Модерн» и «Художе-
ственный». «Театры были пере-
полнены и в первый день не вме-
щали всей желающей публики.
Картина шла под рояль, а в «Ху-
дожественном» оркестр, стара-
ясь, «для полной иллюзии» изо-
бражал такие фантастические
звуки, до которых не дошёл ещё
ни один индейский оркестр» (8).
Двадцать седьмого августа
1912 года в Москве был пока-
зан документальный фильм, сня-
тый фирмой «Пате» утром того
же дня: первая серия 5-серийной
картины о праздновании столе-
тия Бородинской битвы «Авгу-
стовские торжества в высочай-
шем присутствии».
Ленты, посвящённые юби-
лею Отечественной войны и
дома Романовых (9), связаны
с последними грандиозными
праздниками царской империи.
Деятельность французских ки-
нематографистов в России была
прервана Первой мировой вой-
ной и Октябрьской революци-
ей 1917 года. И тогда началось
обратное движение – кинемато-
граф русской эмиграции пришел
во Францию, открывая новую
главу в истории отношений двух
«дружественных и союзных на-
ций» (10).
Ïåðâûé ôèëüì îá Îòå÷åñòâåííîé
Литература иисточники
1. Новости театров, скетинк-рингов
и кинематографов. СПб., 1912.№33.
2. КанцелярияМинистерства
императорского двора – Военному
министерству //ЦГИА. СПб. Ф. 472.
Oп. 49. Ед. хр. 969. Л. 12, 14, 20.
3.
Ханжонков А. А.
Первые годырусской
кинопромышленности.
М., 1937. С. 61.
4. «Кине-журнал». 1912.№17. С. 35.