Page 57 - 20

Basic HTML Version

2012 1 Ðóññêàÿ èñòîðèÿ
55
те 1621 года он получил жало-
ванную грамоту на поместье под
Чухломой в Галичском уезде.
В 1634 году во время новой
войны с поляками Лермонт по-
гиб под Смоленском. По преда-
нию, его тело было доставлено
в родовое поместье и погребено
у стен Авраамиево-Городецкого
монастыря. Впоследствии в
селе Никольское, стоявшем на
большой дороге из Галича в Чух-
лому, родился потомок Лермон-
та – Юрий Петрович Лермон-
тов, отец поэта.
В период, когда распалось
всё: вертикаль власти, эконо-
мические, социальные и даже
семейные отношения, – общая
вера дала импульс объедине-
нию, нравственную оценку про-
исходящему и призвала к покая-
нию. Большую роль в преодоле-
нии Смуты сыграл мученически
умерший святейший патриарх
Гермоген. Многим ведомы и фи-
гуры келаря Троице-Сергиева
монастыря Авраамия Палицы-
на и архимандрита Иоасафа.
Однако былии другие, менее из-
вестные пастыри духа.
Преподобный
Иринарх
Затворник, старец Борисоглеб-
ского монастыря, благосло-
вил на подвиги воеводу Михаи-
ла Скопина-Шуйского и послал
ему свой крест в решающий мо-
мент снятия осады с Троице-
Сергиевой обители. Этим же
крестом под Ростовом Великим
получили благословение соби-
равшие ополчение князь Дми-
трий Пожарский и купец Кузь-
ма Минин. В третий раз этим
крестомпреподобныйИринарх
благословлял в 1614 году вой-
ско, направленное на подавле-
ние казацкого мятежа.
Мученически погиб твер-
ской архиепископ Феоктист,
прославленный как местночти-
мый святой. Когда его в каче-
стве пленника доставили из Тве-
ри в тушинский лагерь Лжедми-
трия II подМосквой, он отказал-
ся иметь дело с наречённым там
патриархом Филаретом, остав-
шись верен патриарху Гермоге-
ну. Он пытался совершить по-
бег, но был убит «воровскими»
казаками.
В 1609–1610 годах сожг-
ли иноков Борисоглебского мо-
настыря в Торжке во главе с ар-
химандритом Константином.
Тогда же были утоплены на-
сельники Архангельского мо-
настыря под Угличем во главе
с игуменом Михаилом и укры-
вавшиеся там миряне, братия
Николо-Сковородского и Тро-
ицкого Рябовского монасты-
рей. Иноки помогали воинам,
стоя с ними в одном строю на
башнях и у бойниц Иосифо-
Волоколамского, Пафнутьево-
Боровского, Троице-Сергиева
монастырей.
Смута начала XVII столе-
тия принесла неисчислимые
бедствия всей русской земле, и в
то же время она выявила образ-
цы подлинного героизма. Об-
новлённое гражданское обще-
ство, объединённое патриоти-
ческой идеей преодоления Сму-
ты, сформировало ополчение.
Народ совершил великий пока-
янный труд, свидетельством ко-
торого в том числе стал крест-
ный ход ополченцев с иконой
КазанскойБожиейМатери 4 но-
ября 1612 года. С тех пор и су-
ществует этот церковный и од-
новременно светский, мирской
праздник.
Ãåðîè, ïîáåäèâøèå Ñìóòó
Третьего марта 2012 года, в день
празднования 400-летия преставления
священномученика Ермогена (Гермогена),
Патриарха Московского и всея России,
Святейший Патриарх Московский
и всея Руси Кирилл возглавил церемонию
закладки памятника святителю
Ермогену в Александровском саду у стен
Московского Кремля, недалеко от места
мученической кончины святителя.
Решение о создании памятника священ-
номученику Ермогену было принято
в 1913 году, когда он был прославлен
в лике святых, однако последующие
исторические события помешали
воплотить в жизнь этот замысел.
На месте, где будет установлен
монумент, Святейший Патриарх
вознес молитвы о благополучном начале
сооружения памятника и совершил
освящение закладного камня, надпись
на котором гласит: «Сей камень
заложен Святейшим Патриархом
Московским и всея Руси Кириллом в
основание памятника священномученику
Ермогену, Патриарху Московскому
и всея Руси, в год 400-летия
его мученической кончины.
3 марта 2012 года».
Затем Предстоятель Русской Церкви
обратился к участникам церемонии
с Первосвятительским словом и сообщил
о начале конкурса на лучший проект
памятника Патриарху Ермогену.