Page 37 - 20

Basic HTML Version

2012 1 Ðóññêàÿ èñòîðèÿ
35
Öåðêîâü â âîéíå 1812 ãîäà
Двадцать пятого июля 1812
года император Александр I
утвердил доклад Святейшего Си-
нода, предлагавший из прибы-
лей, получаемых от продажи све-
чей в церквах, отдать 1,5 милли-
она рублей «в пособие к состав-
лению новых сил» (то есть опол-
чения), пригласить духовенство
к пожертвованиям, а также раз-
решить причетникам, детям свя-
щенно- и церковнослужителей
и семинаристам (не выше рито-
рического класса) по желанию
увольняться в ополчение. С это-
го времени по всей стране начал-
ся сбор духовенством денежных
пожертвований. Судя по рапор-
там епархиальных архиереев,
хранящимся в архиве Синода,
а также некоторым другим ис-
точникам, общая сумма пожерт-
вований духовного сословия на
ополчение (вместе с 1,5 млн ру-
блей, данными Синодом) соста-
вила: 2 405 076 рублей 60 копе-
ек ассигнациями, 27 214 рублей
88 копеек серебром, 556 рублей
золотом, 3388 рублей 10 копеек
медью; 60 пудов 27,5 фунта 67,5
золотника серебра и 10 фунтов
18,5 золотника золота в издели-
ях и слитках (8).
В ополчение поступили
412 человек духовного сосло-
вия, включая учеников духовных
академий, семинарий и уездных
училищ. Так, например, Казан-
ская духовная академия дала 56
человек, Киевская – 22, Калуж-
ская духовная семинария – 50.
Ученик Костромской духовной
семинарии Василий Яхонтов,
служивший в ополчении урядни-
ком, за успехи был произведён в
унтер-офицеры (9).
Помимо семинаристов
и церковнослужителей, кото-
рые, как не имевшие священно-
го сана, могли взять в руки ору-
жие, при отрядах народного
ополчения состояли священни-
ки. Они выполняли те же функ-
ции, что и военное духовенство
в регулярной армии. Некото-
рые из них из походов не верну-
лись. Так, например, в октябре
1814 года под Варшавой скон-
чался протоиерей 3-го отряда
Санкт-Петербургского ополче-
ния АлексейШашкевич.
Перед выступлением опол-
чений в поход духовенство, как
правило, служило молебен и вру-
чало командирам отрядов ико-
ны и освящённые хоругви. Мо-
сковскому ополчению импера-
тор Александр I передал образ
преподобного Сергия Радонеж-
ского, присланный ему Москов-
ским митрополитом Платоном
(Левшиным).
В регулярной армии каж-
дый полк имел своего священ-
ника, свою походную церковь и,
как правило, свою икону, считав-
шуюся покровительницей это-
го армейского подразделения.
Во время Отечественной войны
в русской армии в течение трёх
месяцев находилась также об-
щая святыня – чудотворная Смо-
ленская икона Божией Матери,
вынесенная из Смоленска 5 ав-
густа 1812 года при оставлении
города и возвращённая ему по-
сле его освобождения. Накануне
Бородинской битвы, 25 августа,
Смоленскую икону Божией Ма-
тери пронесли по всему военно-
му лагерю. Вечером перед ней в
присутствии М. И. Кутузова был
отслужен молебен.
Богослужения и молебны,
регулярно проводимые полко-
выми священниками, поднима-
ли моральный дух русской ар-
мии, укрепляли её мужество. Пе-
ред сражением, обходя позиции
своих полков, священники напо-
минали солдатам об их долге и
присяге. На поле брани под не-
Пожар Москвы.
А. Ф. Смирнов. 1813 год