2012 1 Ðóññêàÿ èñòîðèÿ
33
О
Одним из основных направле-
ний деятельности православ-
ного духовенства стала антина-
полеоновская церковная про-
поведь, в ходе которой не толь-
ко объяснялся справедливый,
освободительный характер вой-
ны, но также создавался нелице-
приятный, «безбожный», а по-
рой даже «тёмный», то есть «не-
чистый» образ врага и проводи-
лась мысль о том, что России Бо-
гом предназначено остановить
злодеяния Наполеона и освобо-
дить от него Европу. В воззвании
Святейшего Синода, речах цер-
ковных иерархов, проповедях
священнослужителей Наполе-
он представлялся не только как
узурпатор, поработитель чело-
вечества, «неистовый враг мира
и благословенной тишины», но
и как отступивший от Бога го-
нитель Христианской Церкви.
Подчеркивалась связь происхо-
дивших событий с революци-
ей 1789 года, во время которой
французский народ казнил за-
конного короля Людовика ХVI и
осквернил собственные храмы,
чем заслужил проклятие Бога,
распространившееся также и на
те страны, которые последовали
за Францией.
Эта война осознавалась как
«испытание», выпавшее на долю
России, которое она должна пре-
одолеть с Божьей помощью и
ещё больше утвердиться «в упо-
вании на Промысл» (1). Рели-
гиозная фразеология актив-
но использовалась также свет-
ской пропагандой, в ходе кото-
рой Франция и Россия проти-
вопоставлялись друг другу как
«безбожие» и «благочестие»,
как «порок» и «добродетель»
(2, с. 50–57). В начале войны
в войсках по приказу военного
министра М. Б. Барклая де Тол-
ли полковые священники рас-
пространяли сделанное профес-
сором Дерптского университе-
та В.-Ф. Гецелем кабаллистиче-
ское изъяснение двух мест из
Апокалипсиса – заключитель-
ной части Библии, где в имени
императора Наполеона высчи-
тывалось число 666, свидетель-
ствующее о его демонической
сущности, а также предсказы-
валось его скорое падение (3).
Действие антинаполеоновских
воззваний усиливалось кощун-
ственным отношением непри-
ятеля к православным святы-
ням, что вызвало небывалый
религиозно-патриотический
подъём в армии и народе. Про-
паганда стала одной из наибо-
лее эффективных мер, вырабо-
танных правительством и Цер-
ковью для борьбы с иноземным
вторжением, имевшим огром-
ные масштабы и высокую сте-
пень опасности.
Религиозные обвинения в
адрес Наполеона нельзя назвать
необоснованными. Гонения на
Церковь и духовенство времён
Великой Французской револю-
ции, а также прагматичная, даже
беспринципная церковная по-
литика Наполеона, его неод-
нократные столкновения с па-
пой Пием VII, закончившиеся в
1809 году отлучением француз-
ского императора от Церкви и
пленением римского первосвя-
щенника, создали у современни-
ков ощущение некоего духовно-
религиозного мятежа, поднято-
Öåðêîâü â âîéíå 1812 ãîäà
2