Московский государственный объединённый художественный, историко-архитектурный и природно-ландшафтный  музей-заповедник «Коломенское-Лефортово-Измайлово-Люблино»Музей создан в 2005 году на базе Государственного музея-заповедника «Коломенское» в целях возрождения и развития историко-культурных территорий столицы – дворцово-паркового ансамбля «Лефортово»,  усадьбы «Люблино», памятников истории усадьбы «Измайлово».

Коломенское

История села Коломенского тесно связана с событиями русской истории средних веков. По одной из легенд, князья Дмитрий Донской и Владимир Серпуховской (Храбрый) построили в селе памятную церковь, посвящённую святому Георгию Победоносцу. Древнейший памятник монаршего двора в Коломенском, церковь Вознесения Господня, была впервые упомянута в 1532 году. По преданию, храм был заложен в честь появления на свет наследника царя Василия III, будущего самодержца Иоанна IV Грозного. Вознесенская Церковь высотой 62 метра была самой высокой архитектурной постройкой своего времени на Руси. Её конусообразное кирпичное завершение «шатр» увенчивалось небольшой главкой с крестом. Царственная  шатровая церковь по праву считается «жемчужиной» Коломенского.

К XVI веку, времени, когда в Коломенском была организована парадная великокняжеская резиденция, относятся и Георгиевская колокольня, а также храм Усекновения Честной Главы Иоанна Предтечи в Дьякове. К осени 1640 года здесь был возведён монарший дворец из дерева – «дворцовая тройня с сенями и повалушей». Последующая история царского двора в Коломенском, а именно его превращение в праздничную летнюю резиденцию, своеобычный «подмосковный Кремль», тесно связана с правлением царя Алексея Михайловича Тишайшего.

Важнейшим событием в истории Коломенского времён царствования второго Романова было возведение деревянного дворца: третьего мая 1667 года в присутствии самого монарха состоялась закладка строения. Создавался он из дерева – самого излюбленного и широко использовавшегося в нашей стране материала. Для строительных работ были собраны вместе лучшие мастера плотницкого дела; всеми работами руководили плотничий староста Семён Петров и стрелецкий голова Иван Михайлов.

Коломенский дворец государя Алексея Михайловича исследователи архитектуры считают венцом отечественного деревянного зодчества. Он представлял собой деревянную постройку, состоящую из многих палат и теремов, которые были соединены переходами и сенями. Подобный тип строения назывался хоромной постройкой или хоромами. В качестве основы художественного оформления был использован декор и орнамент Теремного дворца столичного Кремля. К 1670-ым годам XVII столетия в Коломенском сформировался великолепный ансамбль Государева двора. Он включал деревянный дворец, с любовью названный современниками «игрушкой, вынутой из ларца» и «восьмым чудом света», дворцовый храм Казанской иконы Божией Матери, соединенный с дворцом крытым переходом, а также бесчисленные служебные и хозяйственные постройки.

До настоящего времени дошли Передние, Дворцовые ворота – основной въезд на Государев двор, направленный в сторону Вознесенской церкви и реки Москвы. К Дворцовым воротам с северной стороны прилегают палаты Приказной избы, которая служила дворцовой канцелярией, а с южной стороны – Палаты на погребах или Полковничьи. До сегодняшнего дня сохранился Фряжский погреб, где содержались чужестранные, по большей части фряжские (итальянские) вина и Сытный двор, работники которого готовили традиционные русские напитки (пиво, квас, мёд). Между Сытным двором и Фряжским погребом восстановлено здание Поваренной палаты.

Постройки для хозяйственных нужд находились и в западной части двора государя, около Задних или Спасских ворот. Именно здесь учёными-археологами был обнаружен и музеефицирован фундамент строений Кормового и Хлебенного дворов, а также восстановлены прилегавшие к воротам Стрелецкие караульни. Одной из важнейших частей Государева двора были садовые насаждения, в XVII столетии очень любимые российскими монархами. В Коломенском было шесть садов, где в общей сложности росли тысячи яблонь, сотни груш, красная, белая, чёрная вишни, кусты смородины, малины, крыжовника. Помимо этого, частью древнего Вознесенского сада была заповедная дубовая роща, а в старом Большом и Казанском садах были насажены два дерева грецкого ореха, восемь кедров, две пихты и многие другие удивительные для этих мест растения.

В 1913-1916 годах были успешно проведены первые ремонтно-реставрационные работы на культурных объектах Коломенского, а в 1923 году большими усилиями знаменитого русского архитектора-реставратора П. Д. Барановского был образован и музей. Пётр Дмитриевич Барановский проводил большую работу по исследованию памятников и восстановлению их первоначального, древнего облика. Из закрытых монастырских обителей, разрушенных храмов, разграбленных дворянских усадеб исследователь вывозил историко-культурные артефакты. Именно так был заложен базис уникальных музейных собраний архитектурной керамики, иконописи, резьбы по белому камню, дереву, старопечатных и рукописных книг. Самые первые музейные экспозиции были расположены в помещениях Приказных палат и Сытного двора. Экспозиции музея располагаются там и поныне.

К уникальным экспонатам музея Коломенского надо отнести и выдающиеся памятники деревянной архитектуры XVII-XVIII столетий. Начало этой оригинальной части коллекции музея в 1927 году также положил реставратор П. Д. Барановский. Деревянные строения, доставленные сюда из разных регионов нашей страны, дают целостное представление о гражданском, оборонном и церковном зодчестве из дерева. Самым большим вниманием среди гостей нынешнего Коломенского пользуется строение Государевых светлиц, известных многим как Домик императора Петра I. Прочие деревянные постройки – уникальные, редкие примеры оборонной архитектуры, находятся близко от Москвы-реки, в северо-восточной окраине музейного комплекса. Сооружения XVII века – Святые ворота Николо-Корельского монастыря, Башня Братского острога, Моховая башня Сумского острога формируют небольшой по площади, но весьма увлекательный музей российского деревянного крепостного зодчества под открытым небом.

В последнее время в Коломенском достаточно активно и плодотворно организуется комплекс, посвящённый этнографии. Так, появились работающие кузница и конюшня, усадьбы коломенского пасечника с пасекой и крестьянина, водная мельница. Руководством планируется провести реконструкцию части исторической застройки села Коломенского, которая была утрачена в конце 1970-х годов, и поместить в возрождённых усадьбах этнографические экспозиции и выставки, в том числе интерактивного характера.

За прошедшие годы в Коломенском отреставрированы церковь Вознесения Господня – памятник, входящий в список всемирного наследия ЮНЕСКО, а также Дворцовый павильон 1825 года, комплекс Передних ворот, колокольня и церковь святого мученика Георгия Победоносца. В 2010 году состоялось торжественное открытие возрождённого деревянного дворца царя Алексея Михайловича. Здание-макет из дерева в настоящую величину располагается на территории бывшего села Дьякова. Всех посетителей ждут незабываемые дворцовые экспозиции, которые позволят ощутить всю уникальность каждой из славных вех истории Коломенского и России.

Измайлово

Современный район Измайлово – местность на востоке столицы между шоссе Энтузиастов (бывшей Владимиркой) и Щёлковским шоссе (бывшей Стромынкой). Северная часть района застроена многоэтажными домами, а в южной находится крупнейший зеленый массив столицы – Измайловский лес.

История появления в Измайлове монументального, величественного ансамбля отечественной архитектуры второй половины XVII столетия необычна. В начале XVIII века усадьба находилась в ведении вдовы монарха Иоанна V царицы Прасковьи Феодоровны и её трёх дочерей Анны, Екатерины и Прасковьи. Они постоянно проживали в Измайлове до 1713 года, а затем туда неоднократно приезжали. Екатерина Иоанновна в 1720-ые годы занялась организацией театральных постановок на острове. Набор актрис проходил из общества фрейлин и дам при монаршем дворе, актёров – из крепостного люда; костюмы шились из домашнего обихода. На импровизированной измайловской сцене ставились пьесы, обыкновенные для репертуара российского театра петровского времени. В 1702 году Прасковья Феодоровна, после пожара в деревянном дворце, возвела новый дворец из камня, который представлял собой здание, типичное для европейской архитектурной мысли. В Измайлове часто гостил Петр II; император здесь охотился; для него устраивали представления и фейерверки.

Государыня Анна Иоанновна во время своего царствования практически безвыездно, в течение двух лет, жила в Измайловском дворце. Здесь же неподалёку проводились марши и учения Преображенского, Семёновского, Измайловского гвардейских полков, заседания Сената, Кабинета министров. По приказу императрицы Екатерины II обветшалый дворец на острове был разобран в 1765 году. Во время Отечественной войны 1812 года село Измайлово и царская усадьба были разграблены французскими интервентами. Через несколько лет селение было отстроено заново, а усадьба оказалась в запустении.

Император Николай I в ноябре 1837 года принял важное решение об учреждении на Измайловском острове крупнейшей в стране военной богадельни. Тем самым монарх надеялся остановить процесс быстрого разрушения бывшей государевой резиденции. Двадцать шестого ноября 1838 года высочайшим указом был утверждён проект устройства богадельни в селе Измайлово Московской губернии. Согласно положению документа, бывшие строения дворца были переданы в ведение департамента военных поселений. Именно этот департамент начал в 1839 году на острове постройку корпусов богадельни и реставрацию памятников культуры XVII столетия. Собор Покрова Пресвятой Богородицы стал средоточием богадельни, домовым храмом, который могли, не выходя на улицу, посещать инвалиды. Собор отреставрировали, было восстановлено богато украшенное убранство храма из керамики. Реставраторы вновь создали кровлю, установили купола и кресты. Церковь освятили в присутствии императора Николая I двенадцатого апреля 1849 года. Её открытие было приурочено к годовщине вступления русских войск в Париж; оно состоялось девятнадцатого марта 1850 года.

В 1924-1926 годах продолжилось активно начатое переустройство корпусов и служб социального призрения. Так, появились коммунальные квартиры, которые заселило свыше двух с половиной тысяч человек. В городке имени Н. Э. Баумана (прежнее название Измайловского острова) работали столовая, магазины, баня, аптека, библиотека, почта, школа, детские сады, летний и зимний кинотеатры, игровые и спортивные площадки, штаб народной дружины, стадион, вытрезвитель, пункт охраны порядка. Жители коммуналок имели свои сарайчики, погреба, огороды. В середине XX века число жителей-островитян, которые заняли это уникальное историческое место, выросло вдвое. В начале 1970-х годов люди стали получать отдельные квартиры в различных московских районах, а на острове разместились разные учреждения, в том числе реставрационного характера.

Узнать более подробно об этом историческом периоде можно в «Клубе любителей истории Измайлова». В интерьере помещения клуба воссоздана обстановка типичной коммунальной квартиры, представлены и архивные фотоматериалы Измайловского острова, а также окрестностей района.

Сорок лет назад на берегу Серебряного пруда на месте знаменитой рощи, бывшей здесь в XVII-XIX веках, были посажены берёзы. На острове в 1998 году был установлен памятник Петру I работы скульптора Л. Е. Кербеля.

Отметим, что в 2007 году этот уникальный исторический комплекс памятников архитектуры вошёл в состав Московского государственного объединённого музея-заповедника. На Измайловском острове от XVII столетия сохранились Покровский Собор (1671-1679), Мостовая башня (1671-1679), Передние и Задние въездные ворота (1679-1682). От XIX века: постройки Николаевской Измайловской военной богадельни из камня, часть из которых была перестроена в двадцатых годах XX века.

Лефортово

История района Лефортово тесно переплетена с историей Немецкой слободы на московской реке Яуза. Особенно много чужестранцев появилось в столице во время Ливонской войны 1558-1583 годов. Значительную часть пленённых Иоанн Грозный поселил обособленно, и они основали первую в городе Немецкую слободу. Находилась эта слобода между Яузой и ручьём Кукуем, как его называли местные русские жители. Данная земля предоставлялась поселенцам безвозмездно, и она была «белой», то есть не облагалась налогами. Участки раздавали, смотря на происхождение, должность и занятия. Новое поселение быстро обустроилось. Так, по московской переписи 1665 года слобода уже насчитывала двести четыре дома.

При императоре Петре I Преображенское село и находившаяся по соседству Немецкая слобода делаются центром политической и общественной жизни Российского государства и аристократическим предместьем Москвы. Примечательно, что именно в Немецкой слободе Пётр знакомится с будущим другом и сподвижником Францем Лефортом.

Начиная с середины XIX столетия, дворцовая часть Лефортова и территория бывшей Немецкой слободы официально становятся городским районом, получившим позже название Благуше-Лефортовского. В конце XVIII столетия на месте Головинских палат были возведены Красные казармы, а в 1824 году в Екатерининском дворце – I и II Московские кадетские корпуса.

В наши дни от XVIII столетия в Головинском парке остались фрагменты красной кирпичной террасы, заросшие растительностью пруды, а также когда-то превосходный, а теперь находящийся в руинах грот выдающегося архитектора Ф. Б. Растрелли. Сохранён и мост-плотина, который разделяет пруды. По нему проходит главная аллея, обсаженная со сторон липами. Около нижнего пруда находится недавно реконструированная беседка полукруглой формы в память об императоре Петре I.

Правительство Москвы осенью 2005 года приняло решение создать Московский государственный объединённый музей-заповедник, в который и вошёл Головинский парк. В перспективных планах развития нового музея значится реконструкция Головинского сада и его открытие для экскурсионных показов.

Люблино

Русская усадебная культура XVIII-XIX веков – удивительное, многогранное явление, которое неразрывно связано с богатой художественной культурой нашего народа. Особенное место в русской усадебной культуре занимают московские и подмосковные усадьбы, играющие необыкновенно значимую роль в создании образа и историко-архитектурного облика Москвы и придающие нашей древней столице неповторимую привлекательность.

Так, одним из уникальных ансамблей дворцово-паркового искусства начала XIX столетия является бывшая подмосковная усадьба Люблино, которая расположена в Юго-Восточном административном округе Москвы.

Люблино – это чудом дошедший до нас памятник истории, архитектуры и культуры допожарной Москвы. Он позволяет нам побыть в гостях у известного столичного хлебосола и чудака Н. А. Дурасова и испытать особую, неповторимую атмосферу торжественных праздников и приёмов, которые московский богач с любовью устраивал в главном доме-дворце.

Нынешняя музейная жизнь усадьбы Люблино основана на богатых традициях прошлого. Под украшенными сводами парадных залов снова звучат поэзия и классическая музыка, часто проводятся концертные программы. Антресольный этаж во всю используется для проведения выставочных проектов, в залах размещаются экспозиции. Сотрудниками музея разработаны особые художественно-экскурсионные программы для молодожёнов. Так, в самом начале третьего тысячелетия, усадьба Люблино снова вернулась под покровительство Афродиты, Аполлона и муз.

Директор: Худяков Сергей Ильич.

Контакты:

Коломенское: г. Москва, проспект Андропова, д. 39; тел.: 8 (495) 780-79- 67; e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; сайт: www.mgomz.ru

Лефортово: г. Москва, Красноказармённая улица, д. 3; тел.: 8 (499) 261-70 20; сайт: www.mgomz.ru

Измайлово: г. Москва, городок имени Баумана д. 2, стр. 14; тел.: 8 (499) 165-13-36; сайт: www.mgomz.ru

Люблино: г. Москва, ул. Летняя, д. 1, корп. 1; тел.: 8 (495) 350-1553; e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; сайт: www.mgomz.ru


Экспозиция музея