общению с руководителем Республики Марий Эл
Л. В. Маркеловым, человеком очень начитанным,
пишущим стихи. Пушкин изображён за работой,
а перед ним предстаёт его герой Евгений Онегин.
– В своём творчестве Вы не раз обращались
к образу Н. В. Гоголя. Великий писатель представлен
в композиции
«
Пробуждение
»,
памятнике в Йошкар-
Оле и портрете 1994 года. Это связано с особым ин-
тересом к его творчеству
?
– Скорее, к его личности. Все эти вещи сде-
ланы в разные годы. К тому же выставочная ра-
бота всегда отличается от памятника. Первым
в 1994 году был создан портрет. Хотелось пере-
дать присущую Николаю Васильевичу иронию,
насмешку, взгляд в будущее, в наше время. На-
деюсь, мне это удалось. Образ Гоголя во многом
мистический, и композиция «Пробуждение» рас-
крывает это видение. Мне кажется, многие про-
изведения могли рождаться у писателя во сне, как
на рисунке Франциско Гойя «Сон разума рождает
чудовищ». Поэтому я изобразил Гоголя пробуж-
дающимся от сна. Эта вещь могла бы стать над-
гробием писателю, но сейчас тема уже закрыта.
Возможно, когда-нибудь, скульптура будет уве-
личена и установлена на низком постаменте, она
необычна и многим нравится. А для Йошкар-Олы
я сделал более традиционный памятник. Но и там
есть внутреннее напряжение, особое гоголевское
начало, которое в своё время передал Н. А. Ан-
дреев в известном памятнике, что на Никитском
бульваре в Москве.
– Два совершенно разных Ваших памятника
Ф. Тютчеву стоят в Мюнхене и в Брянске. Вы на-
меренно так решительно разделили разные грани его
судьбы, дипломатическую и поэтическую
?
– Здесь тот же подход, как с Пушкиным и Гого-
лем. Фёдор Иванович разный, и образ его менялся
с возрастом. Более двадцати лет он находился за гра-
ницей, был посланником в Баварии. Дружил с Ген-
рихом Гейне, жил в другом мире, но, любя Россию,
писал о ней и для неё. Создал много стихов, строки
из которых стали крылатыми. К 200-летию со дня
рождения поэта был проведён конкурс на установку
памятника в Брянске, и мой проект победил.
Этот памятник стал первым, и я думал о том,
что он должен быть максимально насыщенным,
Памятники Фёдору Тютчеву: Брянск и Мюнхен.
2003 г
.
Образы минувшего
Русская история
4
2015
92