Page 15 - RusHist5.indd

Basic HTML Version

2011 5 Ðóññêàÿ èñòîðèÿ
13
Ëîìîíîñîâ è èñòîðèÿ
ко пришли к такому же заключе-
нию. Ломоносов утверждал, что
в «Сказании о призвании варя-
гов» летописец выделял русь из
числа других западноевропей-
ских народов, не смешивая её со
скандинавами. Учёный акценти-
ровал внимание на факте покло-
нения варяжских князей славян-
ским божествам. Он объяснял
Миллеру, настаивавшему на их
скандинавском происхождении,
славянскую природу названий
Холмогор и Изборска, отмечая
при этом простейший способ
превращения им всего русского
в скандинавское: «Весьма смеш-
на перемена города Изборска на
Иссабург».
С опорой на широкий круг
отечественных и зарубежных
источников русский гений про-
демонстрировал, что варяги и
варяжская русь, прибывшие в
862 году в земли восточных сла-
вян, вышли с южного берега Бал-
тийского моря, где проживали
славянские и славяноязычные на-
роды. Этот главный вывод исто-
рикаиантинорманнистаЛомоно-
сова подтверждает сейчас огром-
ный археологический, антропо-
логический, нумизматический и
лингвистическийматериал.
Весьма показательны за-
ключения С. М. Соловьёва и
В. О. Ключевского, не призна-
вавших русского гения как исто-
рика в силу своих норманнист-
ских заблуждений, но вместе
с тем отмечавших его вклад
в историческую науку. Соло-
вьёв особенно высоко оцени-
вал ту часть «Древней россий-
ской истории», где разбирают-
ся источники. Он писал, что там
«блестит во всей силе великий
талант Ломоносова, и он выво-
дит заключения, которые наука
после долгих трудов повторяет
почти слово в слово в наше вре-
мя... Читатель поражается бли-
стательным по тогдашним сред-
ствам науки решением некото-
рых частных приготовительных
вопросов», например: о славя-
нах и чуди как древних обитате-
ляхРоссии, о дружинномсоставе
«народов, являющихся в начале
средних веков», о глубокой древ-
ности славян. Соловьёв востор-
гался его «превосходным замеча-
нием о составлении народов».
Ключевский говорил, что
«его критический очерк в не-
которых частях и до сих пор не
утратил своего значения... в от-
дельных местах, где требовались
догадка, ум, Ломоносов иногда
высказывал блестящие идеи, ко-
торые имеют значение и теперь.
Такова его мысль о смешанном
составе славянских племён … о
том, чтоисториянародаобыкно-
венно начинается раньше, чем
становится общеизвестным его
имя». А в «Курсе русской исто-
рии» учёный развивает идеюЛо-
моносова, что русский народ об-
разовался «из смеси элементов
славянского и финского с преоб-
ладанием первого».
В январе 1753 года Ломоно-
сов в письме кИ. И.Шувалову де-
лился как историк самым сокро-
венным: «Коль великим счасти-
ем я себе почесть могу, ежели
моею возможною способностию
древность российского народа
и славные дела наших государей
свету откроются, то весьма чув-
ствую». Заветная мечта учёного
сбылась, и несколько поколений
наших соотечественников по-
средством его трудов приобща-
лись к великому счастью откры-
тия славных дел своих предков,
стремясь не только ни в чём не
уступать им, но ещё больше при-
умножать славу России.
Литература и источники
1.
Ломоносов М. В
. Полное собрание
сочинений. Т. VI. М., 2011.
2.
Фомин В. В
. Варяги и варяжская
русь: К итогам дискуссии по
варяжскому вопросу. М., 2005.
3.
Фомин В. В
. Ломоносов: Гений
русской истории. М., 2006.
4.
Фомин В. В
. Ломоносовофобия
российских норманнистов //
Варяго-русский вопрос в
историографии. М., 2010.
5.
Фомин В. В
. Начальная история
Руси. М., 2008.
1. Древняя российская история.
1766 год
2. Ломоносов как естествоиспытатель.
1911 год
1
2